page_id=3169

Рецензии и отзывы специалистов

• Зав. кафедрой журналистики Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент Е.В.Евдокимова
РЕЦЕНЗИЯ на на программу по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», разработанную специалистами Издательского Дома «Твердыня» г. Томска

• Заведующий кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО А.А.Лыба
РЕЦЕНЗИЯ на рабочую тетрадь к программе «В жизни всегда есть место подвигу», разработанную специалистами Издательского Дома «Твердыня» г. Томска

• Зав. кафедрой управления образовательными учреждениями НИПК и ПРО кандидат пед.наук, доцент Т.А.Поцукова
ОТЗЫВ на программу «Служу Отечеству пером», разработанную специалистами Издательского Дома «Твердыня» г. Томска

•Доктор педагогичных наук, профессор, заведующий кафедрой филологического образования АУ, Институт развития образования, член Союза писателей России А.Н. Семенов
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на дополнительную образовательную программу «Служу Отечеству пером»

• Доцент кафедры педагогики и психологии АУ ДПО ХМАО-ЮРГЫ «Институт развития образования», кандидат психологических наук Л.М. Беткер
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на дополнительную образовательную программу «Служу Отечеству пером»

• Заведующий кафедрой философии и управления образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», кандидат философских наук А.И.Шаропов
РЕЦЕНЗИЯ на учебно-методический комплект «Служу Отечеству пером»

• Министерство образования Нижегородской области
РЕЦЕНЗИЯ на педагогическую разработку, представленную в
Научно-методический экспертный совет ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

• ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

634034, г.Томск, ул. Пирогова10,
тел./факс (382-2) 420324,
тел. 557989,
E-mail:toipkro@edu.tomsk.ru
ИНН 7018017520

Экспертное заключение
на дополнительную образовательную программу
«Служу Отечеству пером»
Авторы:
Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва

   Дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с концептуальными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Актуальность программы обусловлена запросом общества на новую, инициативную, творческую, социально-активную личность с высоким уровнем духовно-нравственного развития. Программа «Служу Отечеству пером» способствует формированию такой личности.
   Подчёркивая актуальность данной программы, авторы отмечают ведущую роль речевой деятельности в процессе формирования личности ребёнка.
   Новизна программы определяется тем, что содержание раскрывается через основные принципы компетентностного подхода в организации образовательного процесса, направленного на «формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста». Следует отметить комплексность задач, поставленных авторами для реализации цели: образовательные, воспитательные, развивающие. Такой подход приобретает особое значение, так как адресована программа детям 1-4 класса. При разработке программы учтены возрастные психологические особенности детей, что диктует и выбор методов обучения, соответствующих данному возрасту, и определение условий для реализации программы.
   Достоинством программы является принцип построения от простого к сложному, что позволяет работать с обучающимися в зоне ближайшего развития.
Реализация образовательной программы «Служу Отечеству пером» обеспечена учебно-методическим комплектом (рабочие тетради и методические пособия к ним), который может быть использован и в урочной, и во внеурочной деятельности.
   Авторами обозначена практическая значимость программы: «Программа… способствует успешному вхождению ребенка в социум… Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию». Обучающиеся становятся равноправными субъектами образовательного процесса, включаются в активную работу в деятельностном режиме через разные формы сотрудничества как друг с другом, так и с учителем. Деятельностный подход обеспечивается и вариативностью программы: ребенок имеет возможность выбора сферы деятельности, тематики и форм самовыражения.
   Дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером» отвечает всем требованиям, предъявляемым к программам, обеспечивающим достижение комплексного образовательного результата в условиях введения ФГОС и может использоваться как в общеобразовательных учреждениях, так и в системе дополнительного образования детей.


• О.А. Ситдикова, главный инспектор управления образования Администрации муницивального района Туймазинский район РБ, эксперт по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкиртостан

Рецензия

на дополнительную образовательную программу «Служу Отечеству пером»

   Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» реализуется в общеобразовательных учреждениях муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан с 2010 года. Ежегодно увеличивается количество учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, успешно реализующих данную программу в образовательном процессе.
   Актуальность курса состоит в том, что содержание и технологии соответствуют современным приоритетным социальным, региональным, личностным заказам по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, изложенным в «Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь -стратегический ресурс» Республики Башкортостан на 2006-2015 годы». В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
   Универсальность и целостность данной образовательной программы заключается в том, что она может быть реализована как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Программа относится к образовательной области «Филология», дополняет школьную программу в сфере освоения практических видов деятельности — анализ и преобразование художественных, научно-популярных и учебных текстов с применением литературоведческих понятий, развитие творческих способностей, умения рассуждать, обосновывать свою точку зрения в устной и письменной речи младших школьников. Программа внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Обеспечивая реализацию системно-деятельностного подхода, программа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие потенциала младших школьников, одаренных детей: создание школьной газеты, публикации в детской газете «Добрята», участие в творческих проектах различного уровня.
   Программа разработана на основе следующих принципов: непрерывности образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом, развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.
   Развивающая ценность Программы заключается в том, что она в полной мере соответствует специфике дополнительного образования:

  • стимулирует познавательную деятельность ребёнка (интеграция различных предметных и метапредметных областей);
  • развивает коммуникативные навыки (в процессе работы над проектами);
  • создает социокультурную среду общения (могут объединяться дети разных возрастных групп);
  • способствует развитию творческих способностей личности (литературных, художественно-эстетических, декоративно-прикладных);
  • стимулирует стремление к самостоятельной деятельности самообразованию;
  • помогает творчески использовать жизненный опыт ребёнка;
  • способствует профессиональному самоопределению (обучение основа журналистики).

   Программа «Служу Отечеству пером» содержит все структурные элементы в соответствии с федеральными требованиями к содержанию программ дополнительного образования детей.
   Таким образом, данная программа заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована для использования педагогами Республики Башкортостан в образовательном процессе для гармоничного развития и воспитания младших школьников.

• Е.А. Нагрелли, проректор по научно-методической работе МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», г.Новокузнецк, кандидат педагогических наук

Рецензия

на дополнительную образовательную программу по основам детской журналистики для обучающихся начальных классов «Служу Отечеству пером», составленную Горчаковой Т.В., Будариной Л.Н., Коростелёвой Т.В.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет чётко обоснованные требования к результатам школьного образования, для достижения которых вся модель начальной школы должна ориентироваться на формирование не только предметных, но, прежде всего, личностных и метапредметных результатов. Приоритетной целью начальной школы сегодня становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Основными задачами начального образования являются формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие у них совокупности универсальных учебных действий (ключевых компетенций), обеспечивающих умение учиться, продуктивно действовать в реальных жизненных ситуациях, а также успешную социализацию обучающихся. Среди таких компетенций определяющее место занимают умение школьников работать с информацией и коммуникативная компетентность. В соответствии с вышесказанным, представленная на рецензирование дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является актуальной, так как в своих целевых ориентирах содержит направленность на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развития гражданственности, а также литературных и творческих способностей детей.
   Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики. Среди основополагающих принципов программы указаны личностный принцип; принцип творчества; ответственности; справедливости; принцип системности и последовательности; психологической комфортности.
   Рецензируемая программа отвечает необходимым требованиям, предъявляемым к структуре дополнительных образовательных программ: включает пояснительную записку, раздел «ожидаемые результаты реализации программы»; методическое обеспечение; учебно-тематическое планирование по годам; содержательный блок; описание показателей освоения программы; список рекомендуемой литературы для педагогов и обучающихся. Ценностью программы является представленный механизм контроля и отслеживания результатов освоения программы. При реализации данного контрольно-диагностического блока программы используются педагогические технологии, рекомендованные Н.Е. Щурковой.
   Программа «Служу Отечеству пером» представляет собой сквозной курс: «Азбука красоты» — вступительный курс для дошкольников; «Я красивый мир творю» — 1 часть программы для учащихся 1-х классов; «Дорогою Добра» — 2 часть программы для учащихся 2-х классов; «Радужный мир» — 3 часть программы для учащихся 3-х классов; «Звонкий голос детства» — 4 часть программы для учащихся 4-х классов. Программа характеризуется структурированностью, системностью, ресурсной обеспеченностью, эффективностью; рассчитана на 128 ч (из расчёта 32 часа в год на 4 года обучения).
   Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом. Основой программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу.
   Программа определяет многообразие форм её реализации, среди которых: занятия журналистских групп, выпуск стенных и школьных газет, работа школьного пресс-центра, слёты, фестивали, экскурсии, выставки, творческие отчеты и др.
   Данная программа может реализоваться через целевые детские журналистские группы в учреждениях, как основного, так и дополнительного образования с первого по четвертый классы. Целевые группы создаются на базе уже сформированного коллектива класса или из числа детей, посещающих дополнительные занятия. Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.
   В целом дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» актуальна, имеет практическую направленность, может быть рекомендована для использования учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, выдвигающим в число приоритетных направлений духовно-нравственное воспитание школьников и реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

• А.Н. Захарова, доцент кафедры социальной и клинической психологии ЧГУ им. И.Н. Ульянова, кандидат психологических наук

Рецензия

на дополнительную образовательную программу по основам журналистики «Служу Отечества пером»

   Программа, подготовленная авторским коллективом учителей для школьников 1-4 классов является предметно-педагогической инновацией. Организация внеурочной деятельности в начальной школе на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) отличается тем, что:
   а) определяются направления и формы, воспитательные результаты и эффекты, уровни достижения воспитательных результатов (первый, второй, третий);
   б) процессы социализации решающие задачи формирования детской субъектности являются самыми важными.
   Программа ориентирована на раскрытие творческой потенциала ребенка. Учебный план предусматривает одновременно игровое — творческое и ответственное отношение к действительности. Содержание тем занятий направлено на максимальное развитие воображения, восприятия и наблюдательности у ребенка, стимулирует аналитические способности учащегося помогает ему осмыслить социальные процессы, происходящие в мире и непосредственно в его стране.
   Вызывает глубокое уважение, что автора программы для юного журналиста ставят своей целью воспитать и обучить юного тражданина, ответственную личность, смелого творца, служащего целям эволюции, для которого творчество является радостным даром «мыслить, чтобы жить» -служить Прекрасно-Доброму, находить его в самом себе и бережно отдавать миру.
   Все педагогические методы авторов представляются бесспорными по своей профессиональней компетенции и заслуживающими внедрения в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
   Изучение представленных материалов (образовательной программы «Служу Отечеству пером»; методических рекомендаций по основам детской журналистики, рабочих тетрадей по основам детской журналистики №1 « Я красивый мир творю», № 2 «Дорогою добра», № 3 «Радужный мир», № 4 «Звонкий голос детства) позволяют сделать следующие выводы:
   1. Представленные для рассмотрения материалы (образовательная программа «Служу Отечеству пером»; методические рекомендации по основам детской журналистики, рабочие тетради по основам детской журналистики №1 « Я красивый мир творю», № 2 «Дорогою добра», № 3 «Радужный мир», № 4 «Звонкий голос детства») можно рассматривать как методические материалы для организации внеурочной деятельности обучающиеся на ступени начального образования.
   2. Образовательная программа по основам журналистики «Служу Отечеству пером» является тематической образовательной программой, направленной на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующей при этом возможности различных видов
внеурочной деятельности.
   3. Образовательная программа по основам журналистики «Служу Отечеству пером» может являться основой для подготовки рабочей программы, как для педагога дополнительного образования, так и для учителя начальных классов по конкретному виду внеурочной деятельности в рамках введения в действие ФГОС НОО.
   4. Образовательная программа состоит из грамотно подготовленной пояснительной записки, учебно-тематических планов, подробного описания тематического содержания, механизмов контроля и отслеживания результатов для каждого года обучения в начальной школе.
   Начальная школа — один из важнейших этапов в образовании в образовательном, психологическом и социальном аспектах. Именно в 1-4 классах закладываются образовательные и общечеловеческие основы. Программа «Служу Отечеству пером» помогает не только в формировании учебных и речевых навыков, закладывает основы коммуникативной компетентности, мотивирует интерес к получению знаний, но и играет немаловажную роль в формировании гармонично развитой личности ученика. Хочется отметить, что данная программа выстроена грамотно и в методическом плане. Используемые формы работы, методические материалы: рабочая тетрадь, газета и обилие раздаточного материала — способствует приобретению навыков самостоятельной работы, развитию речевых способностей, выступают средством обогащения духовного мира ученика. Считаю, что данная программа просто необходима в начальной школе, так как она помогает детям не только быстро адаптироваться к новой среде, но и стать успешными, любознательными учениками, а в будущем законопослушными гражданами, любящими свою страну.


• В.В. Губский, кандидат филологических наук, заместитель декана факультета журналистики Томского госуниверситета


   Очень часто, рассуждая о миссии, роли школьного образования, мы имеем в виду расхожую истину – «сеять разумное, доброе, вечное». В идеале эта истина – истинна! Проблема только в том, как, какими методами, способами «засеять» эти «семена» разумного, доброго, вечного в детских душах. И в этом плане рецензируемая программа, разработанная коллективом томских педагогов дополнительного образования под руководством Т.В. Горчаковой в рамках социально-образовательного проект «Мы строим Добрый Мир», является одной из серьезных и основательных методических разработок именно по эффективной технологии отмеченного благородного «посева».
   Прежде всего хотелось бы отметить основательную методологическую базу данной программы, в которой должны реализоваться задачи, определяемые в таких основополагающих документах относительно воспитания и образования перед учреждениями общего и дополнительного образования, а также – специфика региональных условий, как Федеральные целевые программы «Дети России», «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Программа развития воспитания в системе образования России»; «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области», ряд авторских программ ведущих педагогов начального образования России, публикаций в журнале «Народное образование» и работ по теории и стратегических направлений современного учебно-воспитательного процесса реально развивать у учащихся младших классов творческие способности (которые, в принципе, заложены в каждом ребенке), свободное владение словом, умение анализировать факты и тенденции действительности. Поскольку же программа «Служу Отечеству пером» предполагает и оказание социальной помощи детям, она отвечает практическим интересам формирующейся личности младшеклассника, семьи и нашего государства.
   Как и в каждой квалифицированно выполненной методической разработке, в данной программе четко определена ее цель: «Формирование нравственной системы ценностей у детей младшего школьного возраста посредством работы с печатным словом и через организацию социально значимых дел; основные задачи ее достижения, среди которых мне, как имеющему опыт работы в газете и значительный стаж преподавания журналистики в Томском госуниверситете, особенно значимой представляется выработка у младшеклассников отмеченных качеств (очень необходимых им в дальнейшей жизни!) на основе активного их участия в подготовке и выпуске детского журнала «Добрята».
   В рецензируемой программе также достаточно убедительно обоснованы: ее актуальность, системность, стабильность, ресурсная обеспеченность и (это представляется особенно важным) – востребованность и эффективность. Нельзя не отметить и многофукциональности программы «Служу Отечеству пером»: ее функциональная структура представлена в органическом единстве образовательного, социально-адаптационного, профориентационного, культурообразующего, культурно-досугового аспектов.
   Исходя из концепции проекта «Мы строим Добрый Мир», среди основополагающих принципов программы «Служим Отечеству пером», призванных реализовать отмеченные функции (не принижая других), в первую очередь хотелось бы отметить принцип свободы выбора, позволяющий младшеклассникам, включившимся в программу, проявить любые свои творческие способности; принцип, ответственности, призванный сформировать у детей чувство личной ответственности за свой материал; принцип справедливости («поступайте с людьми так же, как хотите, чтобы поступили с вами») и принцип психологической комфортности, ориентирующий юных журналистов на добрую информацию, положительные эмоции – уж больно сегодня много негатива во «взрослой» журналистике!
   Как представляется, в основу содержательной структуры программы «Служим Отечеству пером» положен принцип системности и последовательности, предполагающий обучение детей и раскрытие их творческих способностей в соответствии с их возрастными особенностями от первого до четвертого класса начальной школы. Так, учебно-тематический план, рассчитанный на первоклашек, позиционируется как общеобразовательный, ознакомительный. Для второго класса этот план – как социально-адаптационный. Для третьего – как социально – развивающий, деятельностный. Наконец, для четвертого класса – как организационно-деятельностный, профессионально-ориентированный.
   Соответственно, от первого к четвертому году обучения усложняются цели и задачи каждого учебно-тематического плана – от более простого к более сложному. Если, скажем, главной целью первого этапа программы «Служим Отечеству пером» является «выявление индивидуальных творческих способностей» первоклассников, то заключительной целью учебно-воспитательной работы с четвероклассниками становится уже «совершенствование первоначальных профессиональных навыков, создание условий для успешной самореализации в социально-одобряемой деятельности, организация активной работы детей на основе коллективной творческой, общественно-полезной деятельности».
   В чисто журналистском плане – если «на входе» в «Добрята» дети должны ознакомиться с одноименным изданием, научиться ориентироваться в его страничках-рубриках, то на «выходе» юные журналисты уже должны уметь выпускать школьную газету и работать в пресс-центре, выступать в прессе в различных журналистских жанрах, готовить и редактироать газетные материалы. То есть овладеть профессиональными журналистскими качествами.
   Как отмечено в аннотации, образовательная программа «Служим Отечеству пером» рассчитана на весьма широкую педагогическую аудиторию: на методистов, учителей, воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Как явствует из сопровождающего программу списка литературы, насчитывающего до сорока наименований, в нем учтены интересы всех отмеченных категорий педагогического труда и самих «добрят». А завершающие содержание образовательной программы Приложения существенно дополняют эту методическую разработку, делают ее более цельной, наглядной и обстоятельной.
   Более полутораста лет назад А.С. Пушкин (думается, в Год русского языка в России уместно вспомнить это имя, тем более, что он был основателем «Литературной газеты») в своем поэтическом завещании отметил главное достижение в своем творчестве:

   «И долго буду тем любезен я народу,
   Что чувства добрые я лирой пробуждал …»

   Завет великого предшественника «пробуждать чувства добрые» и в душах нашей детворы, как представляется, живо воспринят авторским коллективом создателей и разработчиков образовательной программы «Служим Отечеству пером».

• В.В. Губский, кандидат филологических наук, заместитель декана факультета журналистики Томского госуниверситета

«Добрятам» — доброго пути!

   С большим интересом познакомился с детско-подростковой газетой «Добрята», которая, как заявлено в выходных данных издания, «распространяется по всей территории бывшего СССР», и, судя по далёким от Томска адресам некоторых её авторов, — Усинск, Рязань, Краснодар, Рига … — пользуется там успехом.
   Очевидным достоинством шеснадцатиполосного ежемесячника формата А-4 является органическое сочетание формы и содержания. Прежде всего, газета хорошо «смотрится» — из-за многоцветной печати на всех полосах, богатого иллюстрированных номеров фотоснимками и рисунками, достаточно квалифицированной вёрсткой материалов на полосах, разнообразия заголовочных Шрифтов и их грамотного сочетания.
   В содержательном плане привлекает широта тематики публикаций «Добрят»: здесь и разнообразные информационные «блоки», «Вести отовсюду», и материалы по вопросам культуры, краеведения, экологии, науки, физкультуры и спорта, досуга.
   Особенно ценной для подростковой газеты является последовательная разработка патриотической тематики, призванной привлекать маленьким гражданам большой страны чувство любви к своей родине. Да и вообще, как представляется, основной идеей большинства материалов «Добрят» является воспитание «чувства доброго» ко всему, что нас окружает: друзья и знакомые, одноклассники, просто хорошие люди; нерукотворные красоты природы; великолепие городской архетиктуры, например, томской деревянной, созданное человеческими руками; животные -«меньшие братья» человека …
   И потому газета очень точно соответствует своему названию -«Добрята».

• М.С. Кузнецов, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор исторических наук, заслуженный профессор Томского госуниверситета


      Прежде всего, отмечу, что я с большим интересом просмотрел все номера издаваемой ООО «Твердыня» газеты с ласковым и поощрительно-уважительным названием «Добрята» за 2006 – 2007 гг. Газета, редактируемая Т.В. Горчаковой и Л.Н. Будариной, свежо и красиво оформляется. Удобен используемый в ней шрифт: достаточно крупный, четкий, разнообразный по начертанию и расцветке на оттеняющем его меняющемся цветовом фоне. Это, несомненно, обостряет восприятие текста читателями. Текст же продуманно, умело перемежается соответствующими разноцветными фотоматериалами, рисунками, а также чертежами, кроссвордами, ребусами, что, безусловно, облегчает усвоение прочитанного, увиденного и активизирует мыслительную деятельность ребят.
   Без натяжки можно сказать, что очень богато и по форме, и по существу содержание газеты. Здесь – лаконичные, но вполне емкие по смыслу прозаические произведения, стихи школьников, легко запоминающиеся тексты известных и новых оригинальных песен, частушки, сказки, информация о музыкальных новинках, их творцах и исполнителях, «младших друзьях» детей – птиц, животных и т.д.
   Газета взвешенно, доступно, с учетом возраста и общеобразовательной подготовки школьников освещает и комментирует события политической, экономической, социальной и духовной жизни России, Томска. Тем самым ее постоянные читатели получают возможность свободнее ориентироваться в происходящем вокруг и увереннее решать свои задачи.
   Замечательным является то, что авторами основной мысли форм, видов, особенностей публикаций газеты «Добрята» являются сами дети и подростки. Их выступления отличаются непосредственностью, чистотой замыслов, откровенностью чувств, тягой к добру, светлой жизни, в которой всегда было бы солнце.
   Очевидно, что в развитии творческих способностей юных дарований незаменимую роль играют опытные наставники. В этом плане они разработали специальные учебно-методические пособия. Так, издательство «Твердыня» в 2007 году выпустило составленные педагогами дополнительного образования Л.Н. Будариной, Т.В. Горчаковой, Т.В. Коростелевой, Н.В. Павловой, Н.А. Панюковой рабочую тетрадь по основам детской журналистики – «Дорогою Добра», Образовательную программу аналогичного назначения и подробные методические рекомендации к ней под девизом «Служу Отечеству пером». Издания рассчитаны на 4-х летний срок обучения школьников начальных классов.
   Появление и реализация обновленных учебно-методических пособий внесли явное оживление в организацию работы по объединению и поощрению творческих усилий детей. Уже в 2007 году учащиеся 4-го класса «Г» школы №40 под руководством классного руководителя Т.Ю. Барсуковой подготовили книжку собственных сочинений «Дорогою Добра». Их бесхитростные рассказы, стихотворения, заметки, характеристики, оценки, рисунки невозможно читать и рассматривать без волнения, неожиданного удивления и радостного вывода: до чего же наша детвора – умные народ. Необходимо только, чтобы родители, общественность, государство не жалели сил и средств на их интеллектуальный рост.
   Оценивая общее впечатление об обсуждаемых томских изданиях, так или иначе влияющих на формирование личности ребенка, следует смело признать их исключительную значимость. Особенно это относится к газете «Добрята». Она надежно выполняет познавательную функцию для школьников. Публикуя редакционные материалы, оригинальные высказывания и суждения взрослых, сверстников юных читателей по актуальным вопросам, газета помогает ребятам обретать дополнительные знания, яснее осознавать свои духовные потребности.
   Бесценна роль печатного слова в патриотическом, морально-нравственном, общекультурном воспитании будущих граждан России. Правомерно заметить, что «Добрята», не отрываясь от специфики конкретно-исторической обстановки, дает в целом верную трактовку минувшим и вершащимся событиям, подталкивая мысль читателей к своевременному извлечению из них полезных уроков. Газета изобилует примерами и фактами о беззаветном служении Родине наших предков, заслугах великих полководцев и флотоводцев России, незабываемых трудовых и ратных подвигах советских людей и наших современников, их хрестоматийных достижениях во многих отраслях науки и техники, о надеждах и возможностях возрождения великой России, заповедных и памятных достопримечательностях родного Томска.
   Все это в условиях обостряющихся межгосударственных противоречий настоятельно зовет наше юношество свято хранить «Любовь к родному пепелищу, Любовь к Отеческим гробам» (А.С. Пушкин) быть в постоянной готовности к отстаиванию интересов своей страны. «Добрята» неукоснительно поддерживают и поощряют выражение ее респондентами патриотических чувств публикацией их жизнеутверждающих сочинений: «Я люблю тебя Россия», «Наша армия родная», «Удачи тебе город Томск», «Мое село Батурино» и многих других.
   Одной из животрепещущих проблем, на которых сосредотачивается пристальное внимание рецензируемых изданий, является неудовлетворительное морально-нравственное поведение значительной части молодежи при общем росте ее образованности. В целях преодоления сложившегося перекоса они правильно усматривают неотложность внедрения в повседневную жизнь государством и общественными силами самых непреклонных, даже иногда не популярных, но объективноспасительных мер по повышению ответственности в этой сфере семьи, как базовой ячейки общества.
   Со своей стороны газета и названные учебно-методические программы, рекомендации, пособия предлагают на этот счет как наиболее эффективные традиционные, так и новые оправдавшие себя формы организационной работы специалистов с родителями. «Добрята» систематически печатают материалы, свидетельствующие об духовотворящем влиянии «семейного лада» на психику и волеизъявление детей. В этом суть и публикаций самих школьников: «Моя семья», «Письмо мамочке», «Создаем семейную летопись» и т.п.
   Доброго слова заслуживает настроенность изданий на терпеливое приобщение школьников к реальному созданию и разумному потреблению духовных ценностей. С этой задачей закономерно связана большая доля содержания ранее перечисленных учебно-методических разработок, определяющих и место общеобразовательной школы в культурном строительстве.
   «Добрята», следуя общему настрою, завели постоянные рубрики – «из истории букв», «Книжная полянка», периодически знакомит ребят с былинными героями земли русской: «Никита Кожемяка», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Василиса Микулична», «Вольга и Микула» неустанно напоминают читателям о важности бережливого отношения к чистоте русского языка, грамотности разговорной речи. Газета время от времени печатает различные сведения о видных деятелях отечественной культуры, вовлекает своих респондентов во взаимно уважительный обмен мнениями о религиозных праздниках и верованиях, об отношении их к проявлениям Добра и Зла.
   Поскольку школьники активно участвуют в формировании каждого номера газеты и являются, как правило, ее первыми читателями, они выступают в одном конкретном случае и как объект, и как субъект культурного процесса.
   Представленные издания Томичей безоговорочно достойны самого щедрого одобрения. Важно, чтобы такая их деятельность не оказывалась событием «местного масштаба», а послужила делом создания общегосударственной, действительно научно обоснованной, рассчитанной на длительную перспективу устойчивой системы всеобъемлющей подготовки молодых поколений россиян. Именно им обстоит обустраивать Россию в XXI веке.

• Н.А. Шлемова, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры Философии Московского Государственного Городского Педагогического университета, г. Москва


   Программа, подготовленная авторским коллективом учителей «Добрят» для школьников 1-4 классов является предметно-педагогической инновацией.
   Насколько мне известно, предмет «основы детской журналистики» впервые в российской педагогической практике вводится в научный оборот.
   Цели, задачи и методы их реализации не вызывают сомнения. Разработчики программы использовали обширный теоретический материал и удачно аккумулировали достижения собственного педагогического опыта.
   Посредством выстраивания правильного понимания и отношения к информации как средству передачи знаний о мире, авторы программы ставят и успешно решают задачи возрастной и психологичекой адаптации школьников начальных классов как к социальной действительности, так и к работе в группе сверстников.
   Программа ориентирована на раскрытие творческого потенциала ребенка, оптимизации его психологичеких характеристик, активизации его умственных способностей. Учебный план предусматривает одновременно игровое-творческое и ответственное отношение к действительности, содержание тем уроков направлено на максимальное развитие воображения, восприятия и наблюдательности у ребенка, стимулирует аналитические способности учащегося. Помогает ему мягко войти и, сообразно возрасту, осмыслить социальные процессы, происходящие в мире, и непосредственно в его стране.
   И даже, на начальных этапах, выработать свою личностную гражданскую позицию по отношению к ним. Вызывает глубокое уважение, что авторы программы для юного журналиста ставят своей целью воспитать и обучить юного гражданина, ответственную личность, смелого творца, служащего целям эволюции, для которого мыслетворчество является радостным даром «мыслить, чтобы жить» – служить Прекрасно-Доброму, находить его непредубежденно в самом себе и бережно отдавать миру.
   Все педагогические методы авторов мне представляются бесспорными по своей профессиональной компетенции и заслуживающими безотлагательного внедрения в учебный процесс в начальной школе.
   Программа демонстрирует полное содержательное, структурно- функциональное и методологическое соответствие возрастным и психологическим особенностям младшеклассников. А главное, в ней за словами видна живая суть.
>

• Н.Е. Скрипова, заслуженный учитель Российской Федерации, к. п. п., заведующий кафедрой начального образования ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения Квалификации работников образования»

РЕЦЕНЗИЯ
на образовательную программу по основам журналистики «Служу Отечеству пером»

 Организация внеурочной деятельности в начальной школе на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) отличается тем, что а) определяются направления и формы, воспитательные результаты и эффекты, уровни достижения воспитательных результатов (первый, второй, третий); б) обучающийся начальной школы должен вводиться в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе обучающиеся должны осваивать формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе.
   Изучение представленных материалов (образовательной программы «Служу Отечеству пером»; методических рекомендаций по основам детской журналистики, Рабочих тетрадей по основам детской журналистики № 1 «Дорогою добра», № 2 «Радужный мир», № 3 «Звонкий голос детства») позволяют сделать следующие выводы:
   1. Представленные для рассмотрения материалы (образовательная программа «Служу Отечеству пером»; методические рекомендации по основам детской журналистики, Рабочие тетради по основам детской журналистики № 1 «Дорогою добра», № 2 «Радужный мир», № 3 «Звонкий голос детства») можно рассматривать как методические материалы для организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального образования.
   2. Образовательная программа по основам журналистики «Служу Отечеству пером» является тематической образовательной программой, направленной на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующей при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
   3. Образовательная программа по основам журналистики «Служу Отечеству пером» может являться основой для подготовки рабочей программы как для педагога дополнительного образования, так и для учителя начальных классов по конкретному виду внеурочной деятельности (общеинтеллектуального) в рамках введения в действие ФГОС НОО.
 4. Образовательная программа состоит из грамотно подготовленной пояснительной записки, учебно-тематических планов, подробного описания тематического содержания, механизмов контроля и отслеживания результатов для каждого года обучения в начальной школе.
   Однако, учитывая положения ФГОС НОО, на наш взгляд, можно при подготовке образовательной программы придерживаться структуры, которая обозначена ФГОС НОО, особенно для определения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы.

• Н.Н. Лебедева, декан факультета педагогики и психологии детства, ОмГПУ, профессор, д.п.н.,
• Н.П. Мурзина, зав. Кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ, доцент, к.п.н.

• Н.В. Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета, специалист по работе с авторами Сибирского филиала образовательно-издательского центра «Академия»


   Есть учебные пособия, которые призваны развивать интеллект ребенка, одни из них — сложные, насыщенные терминами, формулами, другие — простые, доступные, написанные с учетом восприятия ребенком той или иной науки. Но далеко не каждый автор задумывается о том, сколько Доброй пользы принесет учебник. Сегодня не так уж много пособий, которые развивают духовную сферу ребенка, учат жить его в ауре любви и взаимопонимания, данное пособие — одно из немногих.
   Вчитываясь в содержание рабочей тетради по основам детской журналистики «Дорогою Добра», созданной на основе программы «Служу Отечеству пером», понимаешь, каким непреходящим ценностям человеческой жизни необходимо учить детей на начальном этапе их обучения в школе и как это следует делать. Авторы рабочей тетради — рабочий коллектив детской газеты «Добрята», педагоги-практики, сами прошедшие путь преподавания данной дисциплины. Поэтому так живо воспринимается каждая страница, каждый текст, каждый рисунок.
   В основе содержания тетради детские работы, фрагменты рассказов детских писателей, великих педагогов (зачастую забытые и редко цитируемые), фольклорные тексты от малых жанров (пословицы, считалки) до былин и сказок.
   Знакомые с детства афоризмы, пословицы, поговорки и созданные авторами и детьми слоганы звучат свежо, глубоко, по-новому, требуют осмысления, актуализации. Ряды родственных слов вплетаются в ткань повествования, задавая ключевую идею урока (занятия), способствуя развитию этимологического чутья, пониманию своих корней в широком смысле слова.
   Рабочая тетрадь может быть адресована каждому ребенку, который только научился читать и готов выразить богатство своей фантазии в разных видах творчества от рисунка до художественного текста. Детские рассказы помогают читателю войти в знакомую речевую среду и ощутить Добро глазами ребенка, а взрослые рассказы (авторские и фольклорные) создают притчевую основу содержания курса, способствуя усилению воспитательного и психотерапевтического эффекта занятий.
   Рабочая тетрадь, созданная на основе программы «Служу Отечеству пером», может быть рекомендована для работы с детьми в начальной школе и учреждениях дополнительного образования по курсу «Журналистика». Она может служить также дополнительным пособием по развитию речи учащихся.

• Ю.А. Эмерт, доцент Томского Госуниверситета, кандидат филологических наук


   Знание родной культуры является частью культуры и образованности человека. Русскую культуру, культуры родной страны следует изучать в контексте культуры в целом. К сожалению, до последнего времени, как показывает практика, обучение в начальной школе сводилось к научению правильно писать, считать и в меньшей степени правильно говорить, почти не учитывалось, что именно изучение, познание культуры как факультативный учебный предмет, способен сформировать мировоззрение ученика. Задача существенного повышения эффективности обучения, новых подходов к преподаванию базовых дисциплин вышла за рамки педагогики и приобрела важное общественное значение, поскольку в настоящее время основная ориентация среднего образования направлена на формирование гуманитарного мышления. Гуманитарное мышление — это прежде всего мышление о человеке как субъекте культуры. Именно культура помогает раскрыть «окружающую» среду, включить ее в смысловой контекст личности (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман).
   Поиски эффективных путей обучения основам базовых дисциплин привели к разработке культурологического подхода к начальному образованию, в центре которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка, истории, естествознания и культуры. Соизучение вышеназванных дисциплин и культуры, выработка коммуникативно-культурологической компетенции личности становится основной линией обучения в современной школе.
    Идея создания теоретико-практического курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» была вызвана необходимостью преодолеть разрыв между школьными курсами и программой гуманитарного образования в широком понимании.
   Программа включает в себя систематизацию, обобщение, углубление и расширение сведений о базовых предметах. Известные факты включаются в более широкую систему общих сведений, формируется осознанное отношение к языку, речи и т.д.
   Занятия по основам детской журналистики позволяют говорить о повышении общего культурного уровня учеников, осознанном и заинтересованном отношении к языку, письменности и речи, навыках осмысленного восприятия речевого сообщения, близкой к совершенной письменной и устной речи учащихся, ощущении глубинных смыслов и особой яркости форм языковых единиц. Уже с первого класса ученики учатся основам коммуникации, расширяют кругозор, получают возможность общаться со сверстниками из других городов, республик, учатся толерантности.
   Начальная школа — один из важнейших этапов в образовании в образовательном, психологическом и социальном аспектах. Именно в 1-4 классах закладываются образовательные и общечеловеческие основы. На мой взгляд, программа «Служу Отечеству пером» помогает не только в формировании учебных и речевых навыков, закладывает основы коммуникативной компетентности, мотивирует интерес к получению знаний, но и играет немаловажную роль в формировании гармонично развитой личности ученика.
   Хочется отметить, что данная программа выстроена грамотно и в методическом плане. Используемые формы работы, методические материалы: рабочая тетрадь, газета и обилие раздаточного материала — способствует приобретению навыков самостоятельной работы, развитию речевых способностей, выступают средством обогащения духовного мира ученика.
    Считаю, что данная программа просто необходима в начальной школе, так как она помогает детям не только быстро адаптироваться к новой среде, но и стать успешными, любознательными учениками, а в будущем законопослушными гражданами, любящими свою страну.

• Л.В. Ахметова, доцент, к.пс.н., кафедра общей и прикладной психологии ТГПУ


   Газета «Добрята» появилась, на мой взгляд, не случайно. Это конструктивное действие в ответ на культурно-нравственный дефицит в российской детской периодике осуществленное творческой группой людей, под руководством Г.С.Горчакова и Т.В. Неверовской, которым не безразлично будущее нашей страны.
   Газета «Добрята» состоит из разделов содержащих интересную и многоплановую информацию, которая, безусловно очень полезна для детей с точки зрения культурно-образовательного, нравственного развития и особенно в настоящее время, когда нравственно-культурные позиции в нашей стране приобрели весьма странное не здоровое очертание. В ней мы можем познакомиться с удивительными фактами из Русской истории: обычаями, традициями; узнать о замечательных людях — умельцах, их творчестве. Страницы «Добрят» рассказывают и о современных творческих делах детей из разных школ городов и районов — это детские театры, музыкальные группы, мастерские прикладного творчества. Газета сообщает о спортивных достижениях томских ребятишек и их других увлечениях. На страницах «Добрят» можно поучаствовать в конкурсах и выиграть очень хорошие призы. Газета предлагает поразмышлять и о себе, обсудить и решить волнующие проблемы с психологом. В газету дети могут предложить и собственные творческие наработки: стихи, рассказы предложить свои идеи.
   Вызывает впечатление высокопрофессиональный уровень художественного оформления газеты, в частности гармоничное цветовая гамма создает эффект удовольствия от «общения» с данным литературным источником, большое количество фотографий приобщает к реальному миру людей.
   Я уверена, что при знакомстве со столь чистой, высокой по своему уровню культурного содержания газетой для детей младшего школьного возраста «Добрята», читатель не останется равнодушным, особенно на фоне неподдающихся никакой критике современных изданий.

• М.А. Сова, доцент кафедры украиноведения, педагогики и культурологии Севастопольского национального технического университета, доктор педагогических наук и группа учёных


   Преобразования, происходящие в обществе, детерминируют необходимость пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Главной проблемой педагогики во все времена было решение триединой задачи: освоение опыта, накопленного предыдущими поколениями, приумножение его и передача последующему поколению; причем эта передача должна произойти с минимальными потерями, то есть наиболее эффективно: соизмеримо и целесообразно по отношению к эволюционному пути развития человечества. Как реализовать эту, казалось бы, простую формулу — вот краеугольный камень, над которым бьются лучшие умы человечества уже миллионы лет. Формирование личности происходит в социуме, однако, биологические основы она получает при рождении: важны наследственные предрасположенности, с которыми человек рождается, но равно важны и условия, в которые он попадет и в которых будет формироваться его личность. И это происходит в семье, в школе, в окружающем человека мире. Рожденный с большим талантом, может быть, даже гениальностью, но попавший в неблагоприятные социальные условия индивид, останется с нереализованным своим главным потенциалом, который мог бы принести наибольшую пользу людям, обществу, и, в конечном счете, и ему самому. Возможна и обратная картина: социальные условия являются наилучшими, и человек расцветает, сияя как драгоценный камень, и этим сиянием освещает и одухотворяет все вокруг. Мы все — звезды невидимого механизма, бесчисленные части целого. И если эти части проявятся в нас, то в эволюции не останется белых пятен: каждый будет трудиться на пределе своих возможностей, вырастет истинным творцом мира, вольется в слаженный механизм Вселенной. Вместе с тем, трудясь для Общего, сможет лучшим образом реализовать свой личностный рост, развитие, самосовершенствование.
   Как же сделать так, чтобы в сердце каждой приходящей на землю личности зажглась звезда таланта? Именно эту задачу и решает газета-журнал «Добрята», создавая социальные условия для того, чтобы в душе ребенка царили добро, надежда и любовь, правильно находит путь реализации глубинных возможностей человека, его глубоко спрятанных способностей, личностного роста, самореализации и самосовершенствования — путь, возможный только в рамках гуманной педагогики. Воспитательный процесс является неотделимым от решения социальных проблем современного общества. Именно общество закладывает программу: чему учить и как учить молодое поколение. Газета-журнал «Добрята» видит выход в реализации идеалов гуманизма, которые способствовали появлению уникальных человеческих личностей, выбирает для основы воспитания и образования непреходящие идеи и ценности, выработанные и проверенные многовековой практикой принципы Истины, Добра и Красоты.
   Образование как становление, формирование человека может протекать только в человечной обстановке, одухотворенной атмосфере гуманности, ибо понятие гуманизма предполагает существование системы ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. При этом особенно важным считается целостное, универсальное становление человеческой личности. Следует отметить, что эта универсальность осмысливается газетой-журналом «Добрята» как гармоническое развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала ребенка, как высшая ценность, которая помогла бы растущему духу раскрыть все свои способности, весь свой творческий потенциал и, возможно, стать одаренностью, талантом, гениальностью. И подарить своему Отечеству, всей планете то уникальное, неповторимое, что заложено только в нем.
   Высокой оценки заслуживает работа рецензируемой газеты-журнала в решении проблемы развития творческих способностей у школьников, необходимость решения которой обуславливается общими тенденциями преобразования действительности, осуществляемых в социокультуре, спецификой сегодняшнего дня, когда Россия активно включается в создание новых технологий, оригинальных моделей и нетрадиционных программ. Практическая значимость издаваемых в газете-журнале «Добрята» материалов состоит, прежде всего, в осмыслении процесса и результата работы по развитию творческих способностей у младших школьников и прогнозирования целесообразных направлений его дальнейшего совершенствования на уроках журналистики, а также создании методической системы развития творческих способностей, которая обеспечивает успешность протекания этого процесса.
   Следует особо отметить, что газета-журнал «Добрята» реализует в своей деятельности приоритетное направление реформирования образования — соответствие коренным преобразованиям, происходящим в социокультуре и духовной жизни современного общества. Среди основных трансцеденталий этого процесса отмечают значимость оптимального соотношения традиционных и новаторских подходов к развитию личности ребенка, форм и методов реализации его духовного потенциала через коллективное творчество. Вместе с тем, в рецензируемой газете-журнале широко реализованы гносеологические, конструктивные, морально-этические функции в системе публикуемых материалов, способствуя активизации интеллектуального, эстетического и творческого потенциала ребенка и, тем самым, отвечая реформированию современного обучения и воспитания на основе смены информационной парадигмы на развивающую самостоятельность, познавательную активность личности.
   Анализируя в целом работу газеты-журнала «Добрята», следует подчеркнуть её актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также ценность перспективы дальнейшего развития.

• Г.С.Горчаков, академик МАЭН


   Замечательно, что в наше время, казалось бы, всеобщего упадка и разложения нравов, нашлись люди (особенно важно, что сами дети), которые не могут более оставаться равнодушными к тому потоку грязной и ненужной информации, находящей каждодневно все новых и новых жертв, превращая будущее страны — детей в диких безнравственных существ, не имеющих ничего святого за душой. Газета определенно говорит, что не все погибло, что есть молодое поколение, которое с болью в сердце смотрит на боль и муки нашей Родины, которое говорит «ДА» всему прекрасному и говорит решительное «НЕТ» всему пошлому, грубому, жестокому. Это газета — активных действующих во имя Добра и Справедливости молодых людей, которым до всего есть дело. И верится, что газета станет организатором многих славных «тимуровских» дел.
   Газета вызывает самое доброе ощущение уже от внешнего вида, и это впечатление не рассеивается от прочтения ее содержания. Богатство тем и рубрик, чистый язык, — все выдает серьезность и чистоту намерения создателей газеты.
   Газету, безусловно, необходимо поддерживать государственным учреждениям, связанным с вопросами детства, а также общественным и частным предпринимательским структурам.
   В добрый путь «Добрята»!

• В.Н. Лабенский, заслуженный учитель РСФСР, заместитель директора дворца творчества детей и молодёжи, г. Томск


   Авторский коллектив – Т.В.Горчакова, Л.Н.Бударина, Н.А.Панюкова, Т.В.Коростелева, Павлова Н.В.
   Представленную программу можно классифицировать, как модифицированную, общеразвивающую, социально-педагогическую, разновозрастную, коммуникативно-поведенческую по постановке основных познавательных задач.
   В пояснительной записке авторы четко определяют место программы в культурном пространстве, аргументируют актуальность данной работы в современных условиях, простраивают систему деятельности в соответствии с социальным и муниципальным заказом. Определяют перспективу развития программы в рамках образовательного проекта «Мы строим Добрый мир». Программа востребована образовательными учреждениями города, пользуется поддержкой органов управления образования.
   Авторами грамотно определены цель и задачи программы. Формирование положительного социального опыта, выработка ценностной ориентации, способность к рефлексии, становление активной личной позиции, формирование системы нравственных ценностей не просто декларируются автором. Эти целевые установки раскрываются в содержании программы.
   Важно, что реализация программы определяется авторами не только как деятельность отдельного коллектива или возрастной группы, в реализации программы принимают участие творческие группы с 1 по 4 классы, с учетом изменяющихся интересов и образовательных потребностей участников определяются темы, формулируются задания. Реален выход в открытое образовательное пространство своего образовательного учреждения, района, города через систему конкурсно-игровых, выставочных, познавательных программ, через реальное участие в выпуске школьных стенных газет и отдельных номеров детской газеты-журнала «Добрята». Принципиально важно, что программа предоставляет младшим школьникам возможность выбора видов деятельности и возможность наблюдения реального, зримого результата, личных и коллективных творческих и организаторских усилий в конкретном продукте – в выпусках газеты, альбома, книги.
   Авторами серьезно продумано педагогическое руководство, дидактическое и методическое оснащение программы. Педагогами разработаны и успешно применяются рабочие тетради для детей по основам детской журналистике, методические рекомендации к рабочим тетрадям.
   Представляет интерес система мониторинга качества образования, психолого-педагогическим методиками формы отслеживания и оценки результатов.
   В целом программа позволяет участникам приобрести и сформировать:
   1. Социальный и эмоциональный опыт,
   2. Направленное внимание на социальное значение собственной деятельности,
   3. Осознание социо – культурной ценности и нравственной значимости коллективной творческой деятельности,
   4. Опыт реального взаимодействия на различных коммуникативных линиях.
   Есть несомненные резервы в совершенствовании и согласовании заявленных целей, задач, ожидаемых результатов и содержании образовательных циклов. Логично было бы включить подготовку и участие в организационно-массовых мероприятиях (слеты, конференции, семинары) в содержание программы.
   Оформление программы отличают: четкость, грамотность, логичность, доступность и понятность изложения. В целом, рецензируя программу, считаю, что она соответствует критериям авторской дополнительной образовательной программы.

• Н.И.Тихонова, начальник отдела развития образования Департамента образования администрации г. Томска


   Детская газета «Добрята» насыщена добрыми новостями и советами для детей. В газете много интересного и познавательного. При «Добрятах» каждое воскресенье работает бесплатная школа юных журналистов, где ребята могут опубликовать свои стихи, очерки, рассказы, небольшие заметки о себе, школе, городе и т.д.
   Раздел «Вести отовсюду» поможет детям в выборе будущей профессии. В нем представлена жизнь ребят в профессиональных училищах, колледжах, техникумах. Дается подробное описание каждой профессии и подчеркивается нужность её современному обществу. «Школьный калейдоскоп» представляет новости из школ, лицеев, гимназий нашего города области. Рубрика «Полезные привычки» учит ребят правильно вести себя в общественных местах. Разъясняет вред курения, алкоголя, наркотиков.
   Своими размышлениями о школе, детях, о планах на будущее могут поделиться педагоги города любого детского образовательного учреждения города. Газета «Добрята» учит детей любить свою Родину, быть добрыми, ответственными и внимательными друг к другу. Здесь каждый ребенок может узнать о волшебном мире музыки, об удивительном искусстве театра, об открытиях современной науки и международных смотрах-конкурсах . Особый интерес представляет рубрика «Светочи Руси», где отражается паша история в связи с именами величайших людей России -Сергия Радонежского, Александра Невского, где подчеркивается, что процветание нашей Родины зависит от каждого из нас. Много внимания газета уделяет проблемам экологии, подчеркивает красоту нашего края, которым надо не только восхищаться , но и беречь его. Человек един с природой, люди — часть её. Подобные размышления ребята имеют возможность опубликовать в данной газете.
   Газета «Добрята» учит детей быть нужными, интересными, активными. Она помогает понять истинную красоту и доброту мира, в котором они живут.

• Н.П. Губская, главный редактор «АиФ-Томск»


   Для многих творческих людей открытие профессии происходит в детстве. Моя, например, началась с письма в «Пионерскую правду» в 3-м классе. Вот почему так важно приветствовать те издания, которые, быть может, не приносят барышей, но дают старт для юных талантов — детские издания. Их нынче — наперечет, а в Томске и вовсе специализированное всего одно — газета «Добрята».
   Название полностью соответствует смыслу — нести положительные эмоции, рассказывать о том добром, что окружает детей, при этом не заигрывая с ними, а информируя. Просветительство — пожалуй, самая сильная и привлекательная сторона этого издания. Одно дело — учебник, другое дополнительный познавательный материал, изложенный кратко и любопытно.
   Похвально то, что страницы детской газеты стали своеобразной мастерской не только для тех, кто пробует себя на журналистском поприще, но и кто пишет стихи, рисует.
   В любом случае заслуживает благодарности то благое дело, которое делает главный редактор «Добрят» Т. В. Неверовская и генеральный директор ООО «Твердыня» Г.С. Горчаков, выступивший учредителем и издателем детской газеты. Спасибо коллективу газеты, который в непростое время взялся за выпуск столь ответственного и благородного издания.

• О.П. Болдина, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры филогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск

• А.В. Кисляков, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПУ ЧИППКРО, кандидат педагогических наук

• А.В. Петров, заместитель декана филологического факультета

Томский государственный университет. Филологический факультет


   Первое впечатление от газеты — это светлое и радостное издание. Это впечатление вызвано не только названием, но и цветовой гаммой издания. Цвета подобраны гармоничные и, главное, природные: это цвет солнечного света, голубого неба, зеленой травы. В принципе, уже взгляд, брошенный на первую страницу, создает мажорное настроение. Замечаешь усиление основной мысли и девизом, и призывом, и подборкой материалов для первой полосы. Я с удовольствием прочитал несколько экземпляров газеты, и везде нашел ее эмоциональное единство. Думаю, что это большая редкость, когда издание из номера в номер сохраняет свою жизненную энергию.
   Второе, что хотелось бы отметить, — это единство автора и читателя. Аудитория, нужно сказать, у газеты самая отзывчивая, но и самая сложная. Ученики младших классов, как никто другой, способны творить, однако взрослому автору тяжело вписаться в контекст детских стихотворений и заметок. Взрослый текст, лишенный детской непосредственности, сразу же будет замечен в таком издании как чужеродный. Поэтому я бы еще раз повторил свою главную мысль: в «Добрятах» удается достичь поразительного синтеза материалов в языке. В прочитанных номерах я не встретил ни одного стилевого диссонанса.
   Нельзя не отметить «другой стороны медали»: жанрово-тематического многообразия материалов. Если главный принцип газеты — быть интересной, то для своей аудитории она интересна. Ее пространство разнообразно, и если во взрослой газете краткие статьи порождали бы пестроту, то для младших школьников, наоборот, минимальные объемы органичны. В такой формат вписываются и пословицы, и изречения древних мыслителей, и стихи ребят, и заметки по истории, и полезные советы, и конкурсы, и развлечения, и задачки на сообразительность… Не имеет смысла перечислять то, что встречается в номерах «Добрят». Имеет смысл предположить, что это издание открытого типа. Оно не ограничивает творческий подход маленьких авторов жесткими рубриками. Рубрики, у газеты, конечно же, есть, однако лучше всего об их особенности говорит тот факт, что детское стихотворение можно встретить в любой из них.
   Помимо единства формы и содержания я бы отметил полиграфическое качество «Добрят». Цветные издания делать вообще сложно, а обилие детских рисунков и любительских фотографий требует огромного вложения усилий в доведение их до печати. И эти усилия окупаются хорошей читабельностью текстов и правильной цветопередачей красок.
   В заключении могу сказать, что газета достойна детского чтения. А это главное.

• Г.И. Бурматов, лингвист


   Газету-журнал «Добрята» я знаю со дня её рождения. Основное направление газеты «Добрята» — просветительская деятельность, адаптированная для детей. А просветительская деятельность немыслима без глубочайшего знания истории русского языка, а также истории самого русского народа.
   Страничка «Живое слово» регулярно публикует материалы по данной теме. Особенно интересна рубрика «Из истории буквы». Этот материал очень полезен для школьников. Здесь объясняется смысл названия каждой буквы нашей кириллицы. Ведь кириллица вполне могла существовать у русского народа и до того момента, когда византиец Кирилл перевёл на славянский язык Евангелие. Доказательством этого может являться тот факт, что Кирилл дал буквам не греческие названия (альфа, бета, гамма), а те названия, которые, уже укоренились в культуре русского народа — Аз, Буки, Веди…
   Названия букв важны, так как они определяют применение их в словах. Буква является выражением первейших, главных в обиходе слов, например: Живете, Земля, Глагол, Добро.
   Замечательно, что газета «Добрята» учит детей знать корни русского языка, уходящие в древность и помогающие понимать истинный смысл слова. А, зная основы русского языка, дети будут писать более грамотно, ценить и любить русское слово.

• В.П.Лапшин, доцент ТГПУ.г. Томск, кандидат физико-математических наук, г.Томск


   О замечательной томской детской газете «Добрята» не надо много говорить и писать , ведь газета возвращает в прекрасный мир детской души и ты купаешься в чистоте высоких мыслей, в прекрасном оформлении, во все той любви, с которой сделано издание.
   Я полагаю, что как ученый-ественник я должен проанализировать из всего комплекса вопросов, поднимаемых «Добрятами» то, что относится к миру науки. Да, тут есть о чем поговорить. В каждом номере «Добрят» присутствует страница, а то и две, посвященная миру науки, миру необычного. Очень хорошо, что редакция газеты подходит к научным вопросам необычно. Она поднимает в основном «белые» пятна науки, то есть те вопросы, которые встречаются естествоисследователям в обыденной жизни. Это мир необычных явлений, которые нарушают привычное мировосприятие, потому что ставят его в тупик. Но так как эти явления есть, и разгадку их надо искать, то постановка таких вопросов и проблем просто необходима, и важно, чтобы дети с юных лет задавали вопросы, требующие своего ответа.
   Привлекательны и заставляют задуматься рассказы о животных, об их удивительных способностях, что, в конечном счете, заставляет детей внимательнее относиться к животному и растительному миру и полюбить его. Истинно, газета учит Добру. И что очень важно, газетные материалы побуждают мыслить. Здесь ставятся статьи и о природе мысли и мышления, о силе воображения, причем, такие материалы не голословные, а сопровождаются убедительными примерами. Вот, например, материал о силе воображения, в котором рассказывается о спортсменах. Одни из них накачивают мышцы обычными упражнениями, а вторые дополняют их психологическим тренингом. И что же? — результаты «мыслителей» превзошли физкультурников. Они оказались, в конечном счете, сильнее.
   Очень хорошо, что редакция обращает внимание юных читателей к родному языку и своими материалами побуждает детей любить свой родной язык. Я сам с нескрываемым интересом читаю материалы об истории наших букв и пополняю свое образование вместе с внучкой. Истинно, «мир науки» «Добрят» способствует расширению сознания, обогащению его новыми знаниями об окружающем нас мире и ставит перед молодыми сознаниями новые вопросы. Думаю, что немало читателей «Добрят» выберут научную стезю своего служения Родине. Научный мир «Добрят» отвечает самым высоким требованиям и критериям. Конечно, требования и методика новой парадигмы в науке отличаются, и довольно существенно, от классической науки. Однако это веление времени! И просто необходимо, чтобы первые шаги в этом направлении делались уже в младшем возрасте, и хорошо, что газета «Добрята», в меру сил, делает это. Остается только сожалеть, что в нашем детстве такой газеты у нас не было.

• Сотрудники Рязанской областной детской библиотеки

Областная детская библиотека
390000, Рязань
Почтовая, 63
Директор
Окружная Татьяна Николаевна, т. 25-40-42


 
    В последнее время мы очень часто говорим, спорим, рассуждаем о проблемах детского чтения. Наш век — век компьютеров и автоматов, к сожалению, очень остро поставил эту проблему, и решить её оказалось не так просто. Для детей издается великое множество книг и периодических изданий. Но не все они достойны детского внимания, не все несут добро в детские души. Комиксы, «ужастики», переводные детективы — сколько их на прилавках магазиной, киосков «Роспечать», даже на библиотечных полках! Особенно это касается периодических изданий. Есть прекрасные журналы — «Свирель» и «Свирелька», «А почему» и «Тошка» и другие. Они расширяют кругозор ребят, учат их мыслить, творить. На их страницах дети имеют возможность рассказать о своих домашних питомцах, о своих увлечениях, поделиться друг с другом своими мыслями, заботами, тревогами. Но все это — журналы. А вот газет для ребят, особенно младшего школьного возраста, выходит совсем немного. И нам, работникам областной детской библиотеки, было очень приятно узнать, что в далекой Сибири издается удивительно добрая, яркая, интересная газета-журнал «Добрята». Как здорово, что нашлись взрослые, которым небезразлично то, что читают, чем занимаются наши дети в свободное время. Вся газета наполнена детскими впечатлениями обо всем, что их интересует, волнует, радует и тревожит. Каждая её страничка — будь это «Вести отовсюду» или «Краеведение», «Отды-халочка» или «Мир науки», — пронизана любовью ребят к родному краю, к своему дому, своим близким. Спасибо всем взрослым, создателям этого удивительного издания. И пусть девиз этой газеты -строчка из немного забытой нами детской песни, разбудит в сердцах не только сибирских ребят, но и всей нашей детворы те чувства добра, тепла, милосердия и справедливости, которые не должны угаснуть. Знакомство с сибирскими «добрятами» вселяют надежду на то, что судьба наших детей небезразлична нам, взрослым, что мы в ответе за наше будущее. И это очень радует!

Яндекс.Метрика