• Н.П. Торишняя, учитель начальных классов, г. Миасс
С 2012 года я работаю по программе «Основы детской журналистики». Эта программа создана на основе дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для учащихся начальных классов «Служу Отечеству пером». Разработчиками программы являются Т.В Горчакова, Т.В. Коростелева из города Томска.
За основу своей задачи воспитания подрастающего поколения взяла слова Василия Александровича Сухомлинского «Важнейшая задача воспитания – научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе». А так как цель курса «Служу Отечеству пером» — «формировать у детей понятие красоты как основы миропонимания», то я считаю эту программу наиболее подходящей по развитию духовно-нравственного воспитания учащихся в своём классе.
Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с целевыми установками Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Новизна программы определяется тем, что содержание раскрывается через основные принципы компетентностного подхода в организации образовательного процесса, направленного на «формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста». Данная программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует выработке гармоничного мировосприятия. Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики
Задачи курса «Основы детской журналистики»:
- содействовать решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
- развивать речевую деятельность, обогащать словарный запас;
- формировать опыт взаимоотношений, развивать коммуникативные навыки;
- формировать представление о доброте, вызывать стремление совершать добрые поступки, учить заботе о других людях, сопереживанию, пониманию;
- воспитывать любовь к Родине, стремление сохранить и приумножить красоту родной земли.
Посещая занятия по курсу, дети имеют представление:
- О разнообразии и красоте окружающего мира;
- О смысловом значении слов, взаимосвязи мыслей, слов, поступков;
- О влиянии изобразительного искусства, музыки и танца на физическое и духовное здоровье человека;
- О том, кто такой журналист, о детских периодических изданиях.
Дети знают:
- Что в основе деятельности человека лежит любовь, красота, доброта, творчество;
- О том, как добрые поступки делают человека лучше.
На занятиях дети учатся:
- Рассуждать;
- Использовать в своей речи диалоги, монологи, описания;
- Употреблять в речи вежливые слова;
- Выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок.
Кроме того, авторы программы представили очень хорошее методическое сопровождение для реализации программы: это программа, методические руководства для каждого класса, рабочие тетради-раскраски. Неотъемлемой частью программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является полноцветная всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». И, как выход, проект «Школьная газета в начальных классах».
Хочется поподробнее остановиться на методических пособиях для детей. Это очень красивые, эстетично-оформленные рабочие тетради-раскраски. Авторы тетрадей – рабочий коллектив детской газеты «Добрята», педагоги-практики, сами прошедшие путь преподавания данной дисциплины и продолжающие работать с детьми на занятиях по детской журналистике, поэтому очень хорошо воспринимается каждая страница, каждый текст, каждый рисунок.
Рабочая тетрадь для первого класса «Я красивый мир творю» предназначена для всех, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов. Рисунки-раскраски, творческие задания, добрые стихи и тексты развивают воображения и чувства, учат понимать красоту как основу всего сущего. Тетрадь содержит три приложения для индивидуальной работы детей: словарь добрых слов, книжку-малышку «Чудо красоты», которую каждый ребёнок оформил по-своему и подарил родителям в Новый год, а так же предметные картинки, которые необходимо извлечь, вырезать, раскрасить и скрепить. Эти картинки мы использовали на занятиях.
В основе содержания тетради для второго класса «Дорогою добра» — детские работы, фрагменты рассказов детских писателей, великих педагогов, фольклорные тексты от малых жанров (пословицы, заклички) до былин и сказок. Рабочая тетрадь может быть адресована каждому ребёнку, который только научился читать и готов выразить богатство своей фантазии в разных видах творчества от рисунка до художественного текста. Ряды родственных слов вплетаются в занятия, задавая ключевую идею занятия.
Тетрадь для третьего класса «Радужный мир» знакомит детей с профессией журналиста, помогает приобрести навыки собственного литературного творчества. На занятиях в третьем классе дети учатся создавать малые газетные жанры – зарисовки, заметки, отзывы. Рисунки-раскраски, стихи, кроссворды способствуют лучшему освоению предлагаемых занятий. Тетрадь полезна и для родителей, всех тех, кто заинтересован в повышении уровня языкового развития ребенка.
Тетрадь «Звонкий голос детства» для четвертого класса знакомит детей с основами профессии журналиста, помогает им приобрести навыки собственного литературного творчества. Используя материал данной тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, зарисовка, отзыв, интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенгазет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста. Тетрадь «Звонкий голос детства» может также использоваться на уроках русского языка, литературного чтения, риторики, а так же при проведении классных часов, в кружковой работе, при организации детских пресс-центров. Она полезна всем, кто заинтересован в лучшем усвоении ребёнком школьной программы.
В процессе занятий нас сопровождают герои программы – куклы ДОБРИНКА и ДОБРЁНОК.
На протяжении всего курса дети получают навыки работы со средствами СМИ. На занятиях мы работаем в группах с всероссийской газетой-журналом «Добрята». Цель газеты-журнала: с помощью позитивной информации заложить в сознание детей понятия ДОБРА, ЛЮБВИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному СЛОВУ. Уникальность газеты в том, что она состоит из творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков, размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Газета «Добрята» способствует установлению дружеских контактов со сверстниками по всей стране и за рубежом. Подписаться на газету-журнал «Добрята» можно во всех почтовых отделениях связи по всероссийскому каталогу «Почта России».
Я сотрудничаю с авторами программы, чаще с Т.В. Горчаковой, которая является главным редактором газеты «Добрята». Постоянно поддерживаем контакт по электронной почте. По электронной почте в издательство «Твердыня» отправляем творческие работы детей. Некоторые работы публикуются на страницах журнала «Добрята». Через издательство мы приобретаем методическую литературу, ежемесячно получаем журналы для работы на занятиях.
Разработчиками программы создан сайт dobryata.ru, на котором в рубрике «Уроки добротворчества» учителя, работающие по программе, имеют возможность общаться между собой, делиться опытом, собственными разработками. Это также очень помогает в работе по курсу «Служу Отечеству пером».
По итогам каждого года мы с ребятами создаём альбом творческих работ. После первого класса это альбомы с детскими рисунками, после второго класса к рисункам уже добавляются детские сочинения.
Я уверена, что ЧЕЛОВЕК, В ДЕТСТВЕ УСВОИВШИЙ ВЫСОКИЕ ПОНЯТИЯ ДОБРА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕСТНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ СДЕЛАЕТ ИХ КРИТЕРИЯМИ ОБУСТРОЙСТВА СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ. К воспитанию таких людей я стремлюсь в процессе своей деятельности. И в этом мне очень помогает программа «Служу Отечеству пером».
• А.В. Алексеева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 54 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Чебоксары Чувашской Республики победитель конкурса «Лучший учитель России», почётный работник общего образования РФ.
Я сотрудничаю с газетой-журналом «Добрята» 4-ый год. У детей есть уникальная возможность проявить свои способности в литературном и художественном творчестве. Читая материалы журнала, ребята познают основы журналистики.
В наш непростой век такой журнал просто необходим. Дети не только читают материалы своих сверстников, но и учатся писать заметки, зарисовки, рассказы, выпускать свои первые книжки, сборники стихов, стенгазеты. Тема доброты, полезных дел, экологии, культуры народов нашей страны и патриотизма неразрывно связывает детей и учителей, родителей по всей России.
На любом открытом уроке я работаю с газетой — незаменимым наглядным пособием творчества учащихся. Мы используем материалы журнала на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, технологии, классном часе, родительском собрании и занятиям по основам детской журналистики по программе «Служу Отечеству пером». Благодаря журналу, у моих воспитанников хорошо развита речь. Публикации в «Добрятах» — прекрасный материал для портфолио, как учителя, так и ученика. Мы с нетерпением ждём выхода в свет нового номера журнала. Очень, радуемся, когда видим статьи детей из родного города.
Мои учащиеся — призёры городских, республиканских и Российских конкурсов, научно- практических конференций. Я считаю, что немалая роль в высоких результатах моих учеников принадлежит «Добрятам».
Желаю всей редакции здоровья, много новых интересных творческих идей. Вы нам очень нужны. С Вами мир становится добрее, светлее и радостнее.
Когда я писала отзыв, у меня родились такие строки:
Его читают все ребята. Здесь очерки, рассказы, сказки, Заметки, фото и раскраски. Ты здесь прочтёшь о сувенирах, И об обычаях народов мира. О братьях наших меньших речь, О том, что нужно их беречь. О Родине любимой нашей, Что нет её на свете краше. А Доброта — сама царица, Ей посвящаются страницы. Твори, пиши о Доброте, И будет хорошо в душе. Благославляем Ваш журнал, Он очень, очень нужен нам!!!!! |
• Коллектив учителей начальных классов
Несколько лет работаем по программе «Служу Отечеству пером». Сторонников этой программы с каждым годом становится больше. Чем же увлекают эти занятия? Почему их ждут дети и учителя? Насыщенные школьные программы оставляют недостаточно времени для воспитания души ребёнка. А занятия по программе «Служу Отечеству пером» помогли заполнить эту пустоту. У детей развивается восприятие мира через положительные эмоции. Дети радуются, что могут сами рассуждать о добре, красоте, о происхождении и значении многих слов, которые открываются новой, неизведанной стороной. Это воспитывает детей, учит добру, аккуратности, чёткости в выполнении задуманного. Но особенно детей радует их творческая работа. Они загораются идеей самостоятельно написать что-то интересное, необычное. И тут выступает вперёд направляющая линия Программы. Дети пробуют себя в различных журналистских жанрах, представляют свои работы с достоинством, как настоящие журналисты, которые должны не только интересно, красочно и увлекательно написать, но и уметь себя представить. Дети с увлечением выпускают стенные газеты, оформляют творческие альбомы, берут интервью.
В сочинениях многих ребят можно прочитать, что в будущем они хотели бы стать журналистами. Ведь уже сейчас некоторые их заметки, стихи печатаются во всероссийской газете-журнале «Добрята». Дети очень горды за свой труд. Они с увлечением читают газету, обсуждают заметки сверстников из других городов.
Мы считаем, что занятия по программе «Служу Отечеству пером» помогают и в воспитании добрых качеств детей, и в общем развитии их кругозора, развивают грамотность, умение работать творчески. А писать сочинения грамотно, интересно, увлекательно — ещё никому не мешало.
Спасибо коллективу редакции газеты «Добрята» за их труд, за участие в развитии наших детей.
• Л.И. Широкова, учитель начальных классов
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А для моих учеников 1«Е» и 3 «В» классов Родина начинается с чтения газеты-журнала «Добрята». Мои дети открыли новый мир со дня знакомства с «Добрятами» и программой «Служу Отечеству пером». Во время встреч с «Добрятами» мои ученики предвкушают, что их ожидают новые открытия. На занятиях по журналистике и при прочтении «Добрят» дети по-настоящему познают понятие «Добро». От этого познания ощущают любовь к семье, к школе, к Отечеству, радость, счастье. При этом в их глазах читаешь огромное удовлетворение от новой для них журналисткой деятельности. В глазах горят огоньки жажды новых добрых начинаний.
Ребята с нетерпением ждут новые номера «Добрят», обсуждают наиболее близкие для них статьи. Дети с интересом следят, о чём пишут их сверстники из других регионов, с большим желанием участвуют во всех конкурсах и проектах, предложенных в «Добрятах».
Глядя на учеников, радуешься и удивляешься их личностному росту, проявлению у них творческих способностей.
Большое спасибо вам, «Добрята»!
• Коллектив учителей начальных классов
Хочется отметить своевременность появления детской газеты с таким солнечным названием — «Добрята». К сожалению, слово «Добро» в окружающем нас мире либо забыто, либо вспоминается от случая к случаю, а зачастую связывается больше с ценностями материальными, а не моральными.
Очень важно, что это газета — для детей, о детях и создаваемая детьми, которые получили возможность общения через газету, возможность расширения кругозора, возможность реализации своих творческих способностей.
Газета «Добрята» интересна и нам, учителям начальным классов, классным руководителям, руководителям кружков. С удовольствием читаем газету, заимствуя некоторые «изюминки» со страниц в свою творческую копилку.
Ждём следующий номер и благодарим редакцию за любовь к миру и детям!
• Ю.П. Зыкова, учитель начальных классов
Вот уже несколько лет я сотрудничаю с работниками редакции газеты «Добрята» и авторами программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером».
«Уроки Добра» помогают детям развить восприятие мира через положительные эмоции. Ребята на каждом занятии по журналистике узнают много нового, интересного, поучительного. Дети радуются, что могут рассуждать о добре, радости, о происхождении многих слов.
Учащиеся с интересом читают газету «Добрята», обсуждают заметки детей из других городов. И очень гордятся своими работами, напечатанными в газете!
Я считаю, что занятия по программе «Служу Отечеству пером» помогут в воспитании добрых качеств ребёнка, в расширении кругозора, в развитии грамотности, в умении работать творчески.
Спасибо коллективу редакции газеты «Добрята» за участие в развитии наших детей!>
• М.В. Успехова, учитель начальных классов
Вот уже 2 года мои ученики занимаются в кружке по журналистике (программа «Служу Отечеству пером»).
У детей появилась возможность развивать свои литературные способности, речевую культуру, помимо уроков русского языка и литературы знакомиться с богатством русского языка, его особенностями.
Кроме этого, ребятишки знакомятся с основами журналистики (учатся писать заметки, зарисовки, отзывы, интервью, репортажи). И самое главное — имеют возможность увидеть свои работы на страничках всероссийской газеты-журнала «Добрята» — а для малышей это очень важно!
Все занятия по программе построены очень интересно, с большим количеством наглядного материала, информацией, заставляющей мыслить! А тетради по журналистике — просто кладезь для ребятишек! Здесь и познавательная информация, и памятки по написанию творческих работ, и занимательный материал.
Мы с ребятишками очень рады, что есть такая замечательная программа!
Организаторам программы творческих удач и полёта мыслей!
• Т.М. Сыроежкина, учитель начальных классов
На занятиях по детской журналистике дети постигают красоту и глубину русского языка, расширяют свой лексикон, учатся высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Большая работа ведётся над развитием устной и письменной речи. У детей воспитывается бережное отношение к родному языку.
Календарное планирование выстроено с учётом возрастных особенностей детей, ведь именно в начальных классах закладываются основы нравственности.
Хочется выразить благодарность авторам программы «Служу Отечеству пером». Благодаря занятиям по программе дети стали добрее, уважительнее друг к другу.
• Коллектив учителей начальных классов
Занятия по программе «Служу Отечеству пером» важны как для ребят, так и для нас, учителей. Ведь выбранное направление деятельности младших школьников во внеурочное время — одно из самых перспективных, инновационных, всесторонне развивающих.
В рамках программы проходят занятия, которые воспитывают любовь к Родине, к истории родного края, чувство патриотизма и гордости за своё Отечество.
Занятия позволяют детям расширить кругозор, словарный запас, учат размышлять, выражать свои мысли, предусматривают деятельность детей в печатных изданиях, и в первую очередь — детской увлекательно-познавательной газете-журнале «Добрята», на страницах которой затрагиваются интересные для ребят темы, дающие возможность самовыражения. Материал газеты развивает в детях такие общечеловеческие качества, как доброе и уважительное отношение к старшему поколению, к ближнему, а также заряжают ребят позитивной энергией и чувством гордости за проделанную работу. Ребята с нетерпением ждут выпуск каждой новой газеты, с интересом работают по ней, пишут в неё много заметок, зарисовок, сочиняют стихи.
Нравится ребятам работать и по рабочим тетрадям. Ведь у детей появляется возможность на страницах тетради выразить своё творчество от рисунка до рассказа.
Результатом творческой групповой работы в классах по программе становится выпуск книги с творческими работами учащихся, выпуск альбомов «Я красивый мир творю».
Педагоги кафедры считают, что должны поддерживать то, что интересно детям и помогает им развиваться творчески.
• Т.Н. Мажаева, учительница начальных классов
Вот уже в течение нескольких лет, с момента издания газеты, я выписываю «До-брят» для своих учеников.
Мне очень хочется, чтобы дети среди зла, жестокости, невежества увидели красоту и доброту. Вопрос духовности — вопрос очень серьезный. От понятия духовно-сти зависит то, каким будет человек, каким будет человеческое общество.
Что же такое духовность? Я думаю, духовность не зависит ни от какой религии, ни от какой философии, ни от идеологических взглядов, ни от человеческой расы, национальности и так далее. Духовность — это в первую очередь, любовь. Любовь к человеку, любовь к Земле, любовь к Природе, любовь ко всему, что есть в мироздании. Духовность — это не только умение любить, но и умение и неистребимое желание нести добро. Нести добро всем: и людям, и животным, и растениям, и земле, и воде, и горам, и долинам, то есть всему, что есть в окружающем нас мирозданье. Духовность — это умение жить не для себя, не ради себя, а для всех, ради всех, ради общего блага.
Такое духовное отношение к окружающему миру я стараюсь воспитывать у детей на занятиях «Уроки Добра и Красоты», которые провожу на классных часах.
И помогает мне в этом наша любимая газета. С какой радостью и криками «Ура!» дети получают «Добрят»! Все детские статьи в газете работают на то, чтобы увлечь, за-жечь, душевно разбудить ребят. Яркие и красивые поэтические слова, возвышенные чистые мысли о вечном и прекрасном, пробуждают в ребенке самые тончайшие струны души, раскрывают сердце для вечного и высокого.
Именно в раннем возрасте и именно в начальных классах, когда дети обнажают свою душу, открывают свое сердце, нужно заниматься развитием души ребенка. Я ду-маю, что если обучать детей благородным истинам с самого начала, это очистит их сердца от сомнений и поставит их на правильный путь жизни.
Через эту маленькую, но такую добрую газету, дети строят Мир Добра, Красоты и Труда. Желание нести добро вызывает газета у ребят.
Мы любим и ждем наших «Добрят»!.
• Владимирова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории «отличник просвещения» гим.№44 г. новокузнецк.
Наступил такой момент в истории человечества, когда ум человека оказался несостоятельным в решении многих вопросов. С помощью сердца людям предстоит решение тех вопросов, которые ум решить не может. (академик Г.С.Горчаков)
Изучив программу «Служу Отечеству пером» я поняла как просто и красиво можно развить язык сердца, говоря об общечеловеческих ценностях. Оказывается, говоря и рассуждая о великом сам приобщаешься к этой величине. Давая детям чтение, возбуждающее лучшие мысли и чувства мы тем самым напитываем их, составляя процесс воспитания. И, несомненно, в этом процессе незаменимым источником стала газета «Добрята».
Активная работа с Добрятами проходит на уроках русского языка, чтения, окружающего мира. Используя Добрят как дополнительный материал с положительной мотивацией текстов, мы создаем особый психологический климат успешности и собственного достоинства каждого ребёнка. Что возвышает детей, приобщая их к прекрасному миру человеческой культуры.
У нас в классе есть дети разных национальностей и потому особый интерес для нас представляют страницы, где рассказывается о национальных особенностях народов живущих рядом с нами. Описания фольклорных особенностей культуры помогает нам лучше узнать и увидеть красоту народных традиций России. Газета помогает детям прочувствовать свою национальную неповторимость и достоинство. Что положительно сказывается на дружественных отношениях между детьми. Дети начинают жить дружным единым коллективом стремящимся к добру. В этом я вижу немалую заслугу именно газеты с таким замечательным названием «Добрята». Не зря говорят: «Как корабль назовёшь — так он и поплывет».
Мы работаем с Добрятами третий год и теперь можно уже с уверенностью сказать она оправдывает своё название. Дети становятся дружнее, они с удовольствием читают, могут высказать суждение о прочитанном, пишут свои заметки, стихи в газету и каждый раз с нетерпением ждут следующего номера.
Спасибо редакторскому коллективу газеты «Добрята», за ваш труд, за учительский профессионализм, за заботу о будущем всех нас.
• Коллектив НОУ прогимназии «Свет утренней звезды»
РОССИЯ
НОУ ПРОГИМНАЗИЯ
«СВЕТ УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ»
Рязань 390005, ул. Ленинского Комсомола, д.1.
Тел. 98-45-56
ИНН 6229030430, Р/с 40703810700020000161 в ООО
КБ «Газэнергопромбанк» г. Рязани
RUSSIA
THE PRIVATE SCHOOL
«LIGHT OF A MORNING STAR»
Ryazan 390027, box 4 Russia
Tel.: 0 912 98-45-56
Яркая, красочная газета-журнал «Добрята» несёт в себе всё самое доброе, светлое, так необходимое нам и нашим детям. Перед нами удивительный мир.
Солнышко, которое светит всем практически с каждой странички, освещает не только добрые дела и поступки, совершаемые учащимися, но и новости в мире науки, культуры, искусства, спорта, истории, учит жить в гармонии с собой и окружающим миром. Заставляет по-новому относиться к своему здоровью, учит побеждать недуги, помогает познать свой сокровенный внутренний мир, раскрыть душевные и духовные аспекты личности, реализовать творческий потенциал.
В газете мы познакомились с интересными стихотворениями, написанными младшими школьниками, новыми для нас фактами из жизни героев и подвижников. Нам понравилась новая рубрика «Вернисаж».
Кроссворды, сканворды, смешинки, публикуемые в газете, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. Рубрика «Моя семья» и другие учит наших детей развивать воображение
Хотелось бы пожелать членам редакции газеты «Добрята» новых творческих успехов и всего самого доброго в их нелегком труде.
Спасибо!
С уважением, коллектив НОУ прогимназии «Свет утренней звезды»
г. Рязань
• Коллектив педагогов МОУ СОШ №44 Д.Г.Расторгуева.
Хочется отметить своевременность появления детской газеты с таким солнечным названием — «Добрята». К сожалению, слово «добро» в окружающем нас мире либо забыто, либо вспоминается от случая к случаю, а зачастую связывается больше с ценностями материальными, а не моральными.
Очень важно, что эта газета для детей, о детях и создаваемая детьми, которые получили возможность общения через газету, возможность расширения кругозор!, юзможность реализации своих творческих способностей,
«Добрята» интересна и нам, педагогам — учителям-предметникам, классным руководителям, старшим вожатым, с удовольствием прочитали первый номер, заимствовав некоторые «изюминки» со страниц газеты в свою творческую копилку, Ждем следующего номера и благодарим редакцию за любовь к миру и детям!
Директор школы