Программа «Я-читатель»

<!-BEGIN CATEGORY-5.PHP —>

Программы

Детский Центр «Добрята»
Методический отдел
г. Томск

 

Внеурочная программа «Я — читатель»

ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«Я — читатель»

(на основе всероссийского детского журнала «Добрята»)

Направленность: социальная, общекультурная
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
В неделю: 1 час

Содержание

Пояснительная записка 3
Ожидаемые результаты 6
1 класс
Содержание программы 8
Учебно-тематическое планирование 8
Механизм контроля и отслеживания результатов 16
2 класс
Содержание программы 14
Учебно-тематическое планирование 15
Механизм контроля и отслеживания результатов 18
3 класс
Содержание программы 19
Учебно-тематическое планирование 20
Механизм контроля и отслеживания результатов 24
4 класс
Содержание программы 25
Учебно-тематическое планирование 26
Механизм контроля и отслеживания результатов 29
Список литературы 30
Пояснительная записка
«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами, учат нас, ободряют, утешают и так зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи».
Ян Амос Коменский

Интеллектуальное и нравственное развитие детей напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании ребенка играют средства массовой коммуникации и книги. Давно известно, что чтение напрямую влияет на развитие личности.

1. Воображение
Достоверно известно, что именно чтение является одним из самых действенных способов развития воображения. Ведь в процессе знакомства с сюжетом мозг человека рисует нам картины, которых в реальности не видит глаз. Мы представляем как выглядят те или иные персонажи, в какой обстановке происходят действия.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как творчество и память, планирование, моделирование.
2. Психическое здоровье.
Замечено, что регулярное чтение позволяет человеку сохранять психическое здоровье. Мозг читающего находится в постоянном тонусе и создает миллионы новых нейронных связей, что напрямую влияет на развитие интеллекта. Те люди, которые за свою жизнь много читали, гораздо позже начинают замечать возрастные ухудшения памяти и умственных способностей по сравнению с не читающими ровесниками.
3. Уверенность.
Читающие люди более уверены в себе. Это объясняется тем, что начитанный человек более эрудирован, и в состоянии обозначить и отстоять свою точку зрения практически в любой дискуссии. Если в какой-то теме читающий человек не осведомлен, он сможет быстро сориентироваться в ситуации, так как его мыслительные способности развиты довольно высоко.
Все эти вещи на подсознательном уровне делают человека более уверенным в себе, своих знаниях и способностях.
3. Словарный запас
Регулярное чтение расширяет словарный запас, делая речь красивой, насыщенной и убедительной.
Словарный запас (или лексикон) — это набор слов, которыми владеет человек. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но сам не использует их в устной речи и письме. Обычно пассивный словарный запас в несколько раз больше активного. Вольтер писал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».
4. Концентрация внимания.
Считается, что одним из важнейших факторов эффективного развития личности является умение длительно концентрировать внимание на чем-то одном. Чтение как нельзя лучше развивает этот навык. Ведь наш мозг, увлекаемый сюжетной линией, полностью сосредоточен на описываемом событии. Чем регулярнее читает человек, тем больше мозг привыкает концентрировать внимание на одной вещи все более длительный период времени.
5. Память.
Достоверно известно, что чтение весьма благотворно сказывается на мышлении человека и его памяти. Те люди, которые читают хотя бы один час в день, имеют гораздо более гибкую и развитую память, чем не читающие. Это вполне объяснимо, ведь чтение позволяет отрываться от повседневности и погружаться в другую реальность, где происходят совсем другие события. Новые имена, факты, истории весьма активно стимулируют память.
6. Мышление.
Регулярное чтение развивает мышление, позволяя собирать, анализировать и интерпретировать полученную информацию. «Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела», — писал Джозеф Аддисон.
Чтение не имеет смысла, если не происходит усвоения информации. Приемы понимания текста сопровождаются целым комплексом умственных операций. В процессе мышления происходит обработка поступающей информации. Таким образом, мышление при чтении проявляется, в первую очередь, как понимание читаемого.
7. Кругозор.
Читая, человек получает уникальный опыт наблюдений за жизнью. Можно сказать, что читая, человек совершает путешествие, не выходя из дома.

Цель Программы — с помощью позитивной информации газеты-журнала «Добрята» прививать детям любовь к чтению.

Задачи:

Обучающие
* формирование читательской компетенции;
* знакомить с детским творчеством;
* учить анализировать прочитанное;
* учить использовать полученные знания в жизни.
* способствовать расширению кругозора;
* повышать речевую и письменную грамотность;
* обогащать словарный запас.

Воспитательные
* развивать нравственные качества;
* заложить в сознание детей понятия общечеловеческих ценностей: ДОБРО, КРАСОТА, РАДОСТЬ, ЗНАНИЯ, ТРУД, ЛЮБОВЬ К СЕМЬЕ И РОДИНЕ;
* воспитывать любовь к чтению;
* воспитывать желание собственной творческой деятельности.

Развивающие
* развивать читательскую и информационную компетенции;
* развивать навыки самостоятельного чтения;
* развивать наблюдательность, внимание, воображение;
* развивать устную и письменную речь;
* развивать коммуникабельность.

 

скачать

 

Внеурочная программа «Школьная газета в начальных классах»

ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА

Проект

«Школьная газета в начальных классах»

(на основе УМК программы «Служу Отечеству пером»)

Направленность: социальная, общекультурная
Возраст учащихся: 10 лет
Срок реализации: 1 год
В неделю: 1 час

Содержание

Пояснительная записка 3
Ожидаемые результаты 5
Содержание проекта 6
Учебно-тематическое планирование 6
Механизм контроля и отслеживания результатов 8
Список литературы 9
Пояснительная записка

Как помочь ребёнку осознать своё место в окружающем мире?
Как сформировать у детей веру в себя, в свои возможности и силы?
Как раскрыть творческий потенциал ребёнка?
Как повысить мотивацию к учению?
Как научить ориентироваться в информационном пространстве?
Как привить ребёнку любовь к доброму познавательному чтению?
Как научить чувствовать и понимать смысл прочитанного?
Как научить чувствовать Слово и открывать его истинное значение?
Как научить ребёнка размышлять и письменно выражать свои мысли?
Как развивать творческое мышление?
Как развивать воображение, восприятие, наблюдательность?
Как развивать рукотворчество?
Как воспитать нравственного человека, ответственного за судьбу своей Родины?

В наше время эти вопросы и проблемы, связанные с ними, особенно актуальны. Ведь, в конечном счёте, от их правильного разрешения зависит будущее человека. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы побудил к созданию проекта «Школьная газета в начальных классах».
Проектная деятельность отвечает условиям нового времени, так как она позволяет не только видеть проблемы общества, но и учит решать их. В основе проектной технологии лежит метод группового исследовательского поиска. С помощью различных практических видов деятельности, личных и коллективных творческих дел у школьников появляется возможность получить реальный зримый результат. Это решает многие воспитательные задачи, помогает формированию нравственного отношения к миру.
Почему именно школьная газета?
Непосредственное творческое участие детей в процессе создания глубоко продуманной, ярко оформленной газеты — это одна из наиболее результативных форм работы со школьниками.

Цель Программы: способствовать становлению и формированию детского мироосознания и нравственного отношения ребёнка к окружающей действительности через создание школьной газеты.

Задачи:
Обучающие
* учить достоверно и оперативно освещать события школьной жизни;
* учить пользоваться современными средствами обучения;
* знакомить с основами журналистского мастерства;
* знакомить с разножанровыми текстами;
* обучить написанию собственных творческих работ;
* учить планировать работу, ставить цели, задачи, добиваться результатов.

Воспитательные
* воспитывать красоту внутреннего мира детей через творчество;
* формировать активную жизненную позицию;
* раскрывать творческие способности учащихся;
* воспитывать информационную культуру (овладение культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи);

Развивающие
* развивать читательскую компетенцию;
* развивать коммуникативные навыки
* развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
* формировать интерес к журналистике.

скачать Программу

Внеурочная программа «Страна сказок»

ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«Страна сказок»

(на основе УМК программы «Служу Отечеству пером»)

Направленность: социальная, общекультурная
Возраст учащихся: 7, 8 лет
Срок реализации: 2 года
В неделю: 1 час

Разделы программы:

• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
• методическое обеспечение Программы;
• тематическое планирование.

Пояснительная записка

 

«Сказка — это колыбель мысли,
сумейте поставить воспитание ребёнка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели».
В. А. Сухомлинский

Цель Программы: расширить представление детей об окружающем мире посредством введения их в мир сказки, создать условия для духовно-нравственного развития.

Задачи:
— формировать интерес к сказкам и книгам;
— помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота — хитрость;
— содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря, формированию навыка чтения;
— развить эмоционально-чувственную сферу;
— способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
— воспитывать у детей дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, потребность радовать близких результатами своего труда.

Данная программа по изучению народных, авторских сказок помогает ребенку развить лучшие нравственные качества, узнать мир, развивает его воображение, учит критически воспринимать окружающее. Программа способствует пробуждению у детей длительного устойчивого интереса к истории, литературе, родному языку, воспитанию бережного, уважительного отношения к прошлому народов, населяющих нашу страну, пониманию истоков их верований, обычаев. Подлинно культурная личность состояться без этих качеств не может. Предлагаемый курс рассматривается как одно из средств в руках учителя, заинтересованного в гармоничном развитии детей.
Занятия программы выстроены на использовании:
— народных и авторских, русских и зарубежных сказок;
— малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;
— былин;
— познавательных рассказов из круга детского чтения.

Сказка — источник детского мышления, а мысль неотделима от чувств и переживаний. Поэтому на занятиях дети знакомятся с такими сказками, которые открывают детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие — ленивости, добро — злу, храбрость — трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут постоянно в сознании детей. Тем самым удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

скачать Программу
скачать Приложение 1
скачать Приложение 2

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

 Программа по патриотическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Предпрофильная подготовка, а именно обучение основам журналистики детей 6 — 10 лет, является инновацией предлагаемой Программы. Форма подачи Программы – игровая. Исходная мотивация – «Мы — журналисты!».

Разделы Программы:

• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
• методическое обеспечение Программы;
• программа формирования универсальных учебных действий;
• тематическое планирование;
• система оценки достижения планируемых результатов;
• диагностический инструментарий;
• приложение.

Пояснительная записка

Целью патриотического воспитания является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Задачи:

— прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
— воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
— приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
— воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
— воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
— воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
— формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
— развивать чувство сопричастности к окружающему;
— развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

 

скачать

 

Программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

 Программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс на общекультурное, социальное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов, освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Предпрофильная подготовка, а именно обучение основам журналистики детей 6 — 10 лет, является инновацией предлагаемой Программы. Форма подачи Программы – игровая. Исходная мотивация – «Мы — журналисты!»

Разделы Программы:

• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
• методическое обеспечение Программы;
• программа формирования универсальных учебных действий;
• тематическое планирование;
• система оценки достижения планируемых результатов;
• диагностический инструментарий.

Пояснительная записка

Цель программы – воспитание высоконравственных граждан общества.
Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:
— формирование духовно-нравственной личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии;
— развитие духовных задатков, реализация творческих интересов и склонностей;
— выработка личных нравственных убеждений, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
— формирование потребности совершать добрые дела и поступки;
— формирование культуры поведения и культуры общения;
— воспитание готовности следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;
— воспитание почтения и любви к родителям, повышение значения семейных ценностей;
— воспитание любви к природе родного края и чувства сопричастности с ней;
— воспитание патриотизма, любви к Родине;
— воспитание уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам;
— воспитание положительного отношение к труду, как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде, воспитание культуры труда, повышение качества труда;
— приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
— формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему.

 

скачать

 

Программа по трудовому воспитанию младших школьников

 Программа (далее – Программа) по трудовому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Программа по трудовому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс на общекультурное, социальное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Предпрофильная подготовка, а именно обучение основам журналистики детей 6 — 10 лет, является инновацией предлагаемой Программы. Форма подачи Программы – игровая. Исходная мотивация – «Мы — журналисты!».

Разделы Программы:

• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
• методическое обеспечение Программы;
• программа формирования универсальных учебных действий;
• тематическое планирование;
• система оценки достижения планируемых результатов;
• диагностический инструментарий;
• приложение.

Пояснительная записка

Цель данной программы: формирование устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, трудовую культуру, обеспечение практической и нравственно-психологической готовности к творческому труду.

Задачи:

* формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии;
* воспитание трудовой активности на пользу общества, что предполагает приучение школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни;
* привитие элементарных трудовых навыков, формирование культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда;
* воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам;
* воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.

 

скачать

 

Программа по эстетическому воспитанию младших школьников

 Программа по эстетическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Программа по эстетическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс на общекультурное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Предпрофильная подготовка, а именно обучение основам журналистики детей 6 — 10 лет, является инновацией предлагаемой Программы. Форма подачи Программы – игровая. Исходная мотивация – «Мы — журналисты!».

Разделы Программы:

• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
• методическое обеспечение Программы;
• программа формирования универсальных учебных действий;
• тематическое планирование;
• система оценки достижения планируемых результатов;
• диагностический инструментарий;
• приложение.

Пояснительная записка

Цель данной программы – развитие у обучающихся способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.
Задачи:
* воспитание эстетической чуткости;
* воспитание чувства красоты;
* формирование нравственно-эстетической потребности;
* формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
* развитие способности к созиданию красоты;
* воспитание культуры речи;
* обогащение словарного запаса.

 

скачать

 

Программа по экологическому воспитанию младших школьников

 Программа по экологическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Программа по экологическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс на экологическое развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Разделы Программы:

• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы, ключевые компетентности);
• методическое обеспечение Программы;
• программа формирования универсальных учебных действий;
• тематическое планирование;
• система оценки достижения планируемых результатов;
• диагностический инструментарий.

Пояснительная записка

Основная цель экологического воспитания младших школьников — научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, пониманию сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.

Задачи:

* показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую значимость;
* пробудить в детях стремление беречь природу как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества;
* развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности.
* воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

 

скачать

 

<!-END CATEGORY-5.PHP —>

Яндекс.Метрика