О программах по патриотическому воспитанию «Служу Отечеству пером» и «В жизни всегда есть место подвигу»

Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» предназначена для обучающихся начальных классов. Реализуется во внеурочной деятельности.
Целью Программы является формирование нравственной системы ценностей: воспитание у детей патриотизма, укрепления в детском сознании понятий добра, чести, совести, любви, справедливости и развитие творческого мышления средствами детской журналистики. Актуальность программы заключается в том, что учащиеся самостоятельно учатся ориентироваться во внешней информации, учатся добывать знания самостоятельно, учатся искусству мышления. Программа способствует успешному вхождению ребёнка в социум, помогает формировать целостное представление о мире, даёт ребёнку возможность ориентироваться в этом большом мире, найти в нём своё место. Программа позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит самостоятельно добывать знания, творчески развивать свой внутренний потенциал. Программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью, способствует выработке гармоничного мировосприятия. Выступая в роли юных журналистов, дети понимают, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек, что результатом его труда становится и красота окружающего мира, и внутренняя красота человека - без труда красоту создать нельзя.
Программа не только организует содержательный досуг детей, но в первую очередь развивает их личность, реализует возможности детей. Творческое развитие личности начинается в коллективе. Каждое, написанное детьми, произведение - это проявление личностной позиции ребят, их размышлений о красоте, добре, чести и справедливости. Главное - верить в свои силы и пробовать писать, рисовать, сочинять, создавать новую книгу жизни о красоте и добре. Работая над написанием заметок, зарисовок, репортажей, интервью, отзывов, иллюстрируя тексты, дети «учатся учиться», что является основой требований ФГОС НОО. «Научи ребёнка учиться - остальное он познает сам». Самообразование - это высший тип образования. Мудрость всех веков всегда указывала: «Познай самого себя». Вот именно на это и направлена программа «Служу Отечеству пером».
Программа прошла апробацию в школах на просторах России. Листая странички всероссийского детского журнала «Добрята» убеждаешься, сколь обширна география городов, где работают по данной Программе. Ведь журнал является производным от Программы, он составлен из детских работ - дети пишут для детей. По словам редактора: «Журнал … россыпь чистых искренних мыслей и мечтаний ребят о Добром мире, где живёт вечное творчество Красоты».
Основой программы «Служу Отечеству пером» являются замечательные синтетические уроки-занятия по основам детской журналистики. Их просто надо увидеть: музыка, танцевальные элементы, веселые солнечные заклички, игры, глубокомысленные беседы, детское творчество.
Рассмотрим каждую составляющую по порядку. Музыка пробуждает творческие силы, которые дремлют до времени в каждом человеке, влияет на формирование личности. Музыка конструирует мозг ребёнка, воспитывает вкус, под её влиянием у ребёнка создаётся собственное творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни. К Программе приложены музыкальные диски с детскими песнями и классической музыкой, которые подобраны по темам уроков. Каждое занятие сопровождается музыкой.
Танцевальные элементы зажигают, поднимают настроение. Весёлые солнечные заклички! Из всех звуков большое психологическое воздействие на ребёнка имеют звуки голоса, особенно хоровое озвучивание.
Игра является одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, к чувствованию и художественному воображению. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, создаёт в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Вот с такого мини театрального представления начинается каждый урок по программе «Служу Отечеству пером». Всё это оказывает благоприятное действие на творческое развитие ребёнка, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет избавить ребёнка от ненужной стеснительности и комплексов. Именно театрализация позволяет ребёнку любого возраста и пола открыть для себя возможность играть и обучаться одновременно. После такой игры-театрализации сознание школьников очищается от репрессивной школьной обстановки. Так и хочется крикнуть: «Всё, уважаемые работники образования, именно от вас зависит, каким человеком вырастет сегодняшний малыш». Но игра продолжается во время всего урока - игра в детскую журналистику - игра со словом, постоянное осмысливание его сути.
Если говорить с детьми о том, почему детей учат быть журналистами - всё становится понятно: для того, чтобы помочь детям наблюдать за природой, видеть, слышать, чувствовать; описывать свои мысли и чувства с помощью слов, рисунков, поделок. Действительно, орудием труда журналиста является слово, а для настоящего журналиста поиск нужного слова - потребность души. Ребёнок входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Изучение общеобразовательных предметов передаётся, усваивается и выражается всегда в форме слова. Стремясь сформулировать фразу, ребёнок учится правильно строить мысль, гармонично выражать свои чувства, искать понимание у собеседников. Волей неволей он входит в сокровищницу слов и смыслов родной культуры, накопленную веками и становится причастным к ней, пусть пока только на самом начальном уровне, но это основа, которая закладывается именно в младших классах и потом развивается всю жизнь. Именно Слово играет ключевую роль в формировании самостоятельной, мыслящей, ответственной личности будущего гражданина. Вспомним слова Л.Н. Толстого: «Единственное средство умственного общения людей есть Слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове вызывалось у всех соответствующее понятие».
Очень важно, чтобы сегодня воспитание русским словом охватило как можно больше детей, тогда это будет поколение ярких личностей, творцов, патриотов. Надо помнить, что в первые школьные годы, в возрасте 7 - 10 лет у детей формируется тот словарный фонд, который является основой языка человека на всю его дальнейшую жизнь. Несомненно одно - игра в журналистов - игра со словом - как считают педагоги, работающие по программе «Служу Отечеству пером» уже не первый год, способна развить природные задатки и таланты, а главное помочь маленькому человеку вырасти грамотным, умеющим правильно выражать свои мысли, пользуясь богатством русского литературного языка. Как выразительно написал литературный классик А.И. Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен». В.И. Даль - хранитель русского языка продолжил: «Пока есть язык, есть и сам народ. Без языка народ умирает. Чист язык - чист и сам народ». Язык, в буквальном смысле, - душа народа, отображающая особенности его сознания. К сожалению, сквернословие, особенно у молодёжи, становится «нормой» жизни. Иоанн Златоуст - «Златые уста» - так прозвали его прихожане, в честь которого назван Златоуст, говорил, предупреждая: «Хочешь ли ты знать, сколь велико зло, говорить срамное и постыдное». А вот высказывание учёных из РАН: «В злых словах и ругательствах собирается много плохой силы, которая не только загрязняет, но и понемногу разрушает энергию того, кто сквернословит. Этот вред бывает виден не сразу, а проявляется постепенно». Не пора ли задуматься, что нас ожидает в будущем?
Если коротко говорить о значении программы «Служу Отечеству пером» - она направлена на воспитание патриотизма и развития нравственных качеств детей. Авторы Программы ставят целью воспитать и обучить юного гражданина, ответственную личность, смелого творца, служащего целям эволюции, для которого мыслетворчество является радостным даром «мыслить, чтобы жить» - служить прекрасно доброму, находить его в самом себе и бережно отдавать миру.
Программа «Служу Отечеству пером» с первых школьных лет закладывает в сознание школьников в доступной форме основы широкого мышления. В современном образовании преобладает в основном направление логическое, подавляющее мышление образное, творческое. Нет самого главного - умения мыслить. Во все времена творчество обязано своим существованием воображению, которому в логическом мышлении уделяется чрезвычайно малое внимание. Воображение - это искусство мышления, мысленное творчество, посредством которого человек движется и развивается. Именно воображение стоит в начале каждого осознанного действия. Надо воспитывать умение мыслить, иначе дети будут напрягать память, зубрить, что ещё больше отупляет мозги. Именно позитивное и дисциплинированное мышление - это труд особого качества, который необходим каждому. К сожалению метод, принятый в образовании, опирается на механическое зазубривание, на механическую память учащихся, развивает привычку к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действия. Не надо забывать прописную истину: «Никто не может запомнить материала больше, чем может вместить его память и уровень сознания». Ритм жизни всё ускоряется, многие не могут поспевать за ним. Без возрождения искусства мышления не справиться с возникающими стрессовыми ситуациями. Быстрота и качество мышления должны опережать ускорения ритма жизни, чтобы успеть принимать адекватные решения. Наши дети и подростки сегодня, к сожалению, управляемы, ими можно легко манипулировать. (По количеству суицидов наша область лидирует). Жизнь человеческая неповторима. И трагично, если она обрывается до времени или становится бессмысленной. Не всякому дано понять, что собственная судьба в его руках. Пришла пора принять как аксиому: «Искусство мышления надо ввести в школах как один из главных предметов», ведь разум человека определяется качеством его мышления. Предлагаемая программа только содействует этому.
Уважаемые работники образовательной системы, мало кто задумался, почему, по предложению нашего Президента, года носят такие названия, а главное, почему в такой последовательности? 2014 - год культуры. 2015 - год литературы. 2016 - год кино. 2017 - год экологии. Год культуры! Вышел Указ Президента РФ за № 808 от 24.12.2014г. «Основы государственной культурной политики», где указано, что «главным условием обеспечения более высокого качества общества, его способности к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей творческой личности». Способность к творчеству есть необходимое качество человека. Не способный к творчеству человек увязнет в болоте обывательства и будет обречён на духовную и физическую смерть. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, находить оригинальные решения, уметь общаться, находить друзей. Странно, но Указ прошёл мимо внимания работников образовательной системы, иначе они обратили бы внимание, что именно программа «Служу Отечеству пером» способствует в решении задач, поставленные в Основах: в области гуманитарных наук, в области русского языка и литературы, в области воспитания, в области просвещения. При подведении итогов работы Года культуры было сказано, что, к сожалению, в основном работа сводилась к проведению мероприятий, а итоговый вывод был сделан следующий: «Российская культура должна быть не средством развлечения, она должна быть неразрывно связана с нравственностью, с воспитательным процессом - это спасение нашей страны». Первый признак культуры - отсутствие личных раздоров, а расширение и углубление мышления и чувства красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Культуры не заменит ни одно голое образование «невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры». Роль гуманитарных знаний и Культуры должна расти по мере развития цивилизации. Никакая цивилизация невозможна без истинной Культуры: «Остановите Культуру и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение». Духовная культура является первоосновой материальной культуры, она включает в себя процесс духовного творчества, анализа и осмысления окружающей действительности. Её результатом является мировоззренческая позиция человека, его культура мышления, культура поведения, культура общения и всё многообразие продуктов духовного творчества. Духовная культура включает в себя мораль, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу и другие духовные ценности. Но самое главное духовная культура формирует личность - её мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Программа «Служу Отечеству пером» является основой формирования личности. Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для блестящих открытий, сужденных человечеству. К сожалению, несмотря на то, что сегодняшние дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад, они значительно реже восхищаются и переживают, они чаще проявляют равнодушие и прагматизм, их интересы ограничены. Такие дети смотрят на мир без интереса, как потребители, а не как творцы. Создаётся поколение потребителей с узкими интересами собственника и с ограниченным кругозором. Как говорил Иисус Христос: «Какой мерой мы меряем, такой и нам отмеряется».
Год литературы! Литература как один из видов искусства играет огромную роль в формировании личности и общества. Слово, речь являются формулами действия, теми «проектами», по которым затем строится реальная жизнь. Художественная литература показывает жизнь во всех её сложнейших взаимосвязях, и одновременно упорядочивает мышление человека, особенно ребёнка на этапе формирования личности, а упорядоченное, точное мышление - это упорядоченное точное действие, а значит упорядоченная и устойчивая жизнью. В книгах писателей - классиков всегда можно найти много материала, способствующего духовному росту и Служению Общему Благу. Освоение богатства литературы и собственное литературное творчество дают возможность чётко мыслить, продумывать свою жизнь, представлять ближайшие и отдалённые последствия своих действий. Полюбуйтесь, какие газеты-журналы выпускают в классах, работающих по программе «Служу Отечеству пером» - это собственное литературное творчество. Дети пишут о том, что они видят, о чём размышляют, о чём думают, а также участвуют в подборе материала для издания классных газет-журналов. В ходе этой большой и интересной работы у детей формируется опыт взаимоотношений, развивается речь, воображение, наблюдательность, эстетическое восприятие жизни, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, любовь к Родине - всё то, что создаёт красоту внутреннего мира ребёнка. Педагог использует детское творчество и на уроках, применительно к той или иной теме урока.
Второй год при поддержке военного комиссара Казимирчук В.В. в Златоусте издаётся журнал творческих работ детей «По секрету всему свету». Получив в подарок этот журнал, Патриарх московский и всея Руси Кирилл, в своём письме, поблагодарил учителей, работающих по программе, и издателей журнала «за соработничество в деле возрождения духовности и за работу с подрастающим поколением». Он также пояснил, что «укрепление духовных основ общества начинается с воспитания отдельной личности. Общество, которое воспитывает в детях не потребность в духовности, культуре, любовь к Отечеству и уважение к окружающим людям, а лишь насаждает идеологию потребления, такое общество не имеет будущего».
Год кино! Основное содержание большинства телепередач - развлекательная жвачка, грубость, бездуховность и насилие в многочисленных низкопробных фильмах и детективах, внушающих зрителям, что всё это есть нормальная жизнь и должно являться нормальным образом жизни. А у нас в России, как говорит медицинская статистика, 65% школьниц до 16 лет имеют половые контакты. Россия выходит на первое место по детской проституции. Разве это «норма»? «Массовая культура» формирует сознание современного человека, особенно ребёнка: криминальным (бандитская и ментовская романтика); катастрофичным (активная работа СМИ и «попсы» в этом направлении), искусство сегодня заменили шоу - бизнесом, а вместо воспитания и образования получили широко разрекламированный разврат; обывательским (не обладающим исторической и культурной памятью), история заключается не в том, чтобы рассказать о прошлом, а в том, чтобы его понять. А кто ничего не знает, тот вынужден всему верить.
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силою патриотизма» - говорил Н.Г. Чернышевский. И самое страшное - эгоистичным - человек все силы направляет на получение богатства, власти и удовольствий, только для себя. В обществе, состоящем из таких людей, господствуют волчьи законы выживания и наживы, разврат, постоянная война всех против всех. У такого общества будущего нет. В современном обществе люди предпочитают серую, безответственную, обывательскую жизнь. Они думают о плясках, музыке, пении и тому подобных удовольствиях; они думают о постройках и богатстве, о власти; они завидуют положению друг друга. Но они вовсе не думают о том, что значит быть Человеком.
Год экологии, в том числе экологии человеческого сознания - это результат нашей жизнедеятельности, нашей системы воспитания и образования. Правительство столько времени и сил тратит на борьбу с экологическими проблемами, «кнутом и пряником» стремится исправить существующее положение, но то, что упущено в детстве, то во взрослой жизни прорастает чертополохом, и мы имеем то, что имеем. У детей лишь голый интеллект - то есть всё то, что детям вложили. Развивая голый интеллект, не давая детям духовных знаний, получаем хитрых, изворотливых, своекорыстных учеников, растим бездуховные интеллекты, которые потом создают вредные вакцины, отравленные продукты, химикаты, от которых стонет Земля, задыхаясь в отходах человеческой жизнедеятельности. Как набат слышится в участившихся землетрясениях, наводнениях, бурях, небывалые удары холода и жары, грохочут спавшие до сих пор вулканы. Учёные замечают отклонения земной оси. Небывалые столкновения народов, ломка старых экономических и социальных отношений. И ко всему этому небывалый упадок нравственности в нашей стране и во всём мире. Ещё в древности китайские мудрецы считали, что от «поведения человека, от его нравственности зависит порядок в Космосе, правильная смена времён года, жары и холода». Русская пословица как бы предупреждает: «Сеятель ветра пожнёт бурю». А вот, что говорят учёные РАН: «Экологический кризис надвигается стремительно, и в середине следующего века при сохранении нынешних канонов нравственности положение человека может оказаться катастрофическим». Не пора ли задуматься?
Вот, именно поэтому, по предложению нашего Президента, года носят такие названия и именно в такой последовательности. Одним из главных и нерешённых вопросов в жизни нашей страны и всего человечества является правильное воспитание и образование подрастающего поколения. Основы правильного воспитания и образования должны закладываться уже в раннем детстве, все мы родом из детства. Вопрос об образовании никогда не потеряет своей актуальности и самым важным является два аспекта этого вопроса: кто учит и чему учит. На первый план оно должно выдвигать не подготовку эрудированного человека, а воспитанного, высоконравственного, культурного человека или человека Культуры. Каждый урок должен воспитывать общую культуру ребёнка. То есть сам учитель должен стремиться стать культурным человеком. Образование должно исходить из того, что человек приходит на землю совершенствоваться. Одной из главных задач образования является воспитание чувства ответственности за слово, за действие, за мысли, поступки, ответственности перед собой, перед будущим, перед Родиной, перед родными, близкими и далёкими. Только увязывая права и обязанности, можно достичь правильного воспитания и образования с непременным условием, что воспитание должно идти впереди образования. К сожалению, под образованием часто понимается лишь получение детьми определённой суммы знаний в объёме школьной программы. Забыто, что ученик - это, прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений. Нельзя измерять и оценивать духовный мир ребёнка только оценками и баллами. Л.Н. Толстой писал: «Знание без нравственной основы ничего не значит». Надо формировать личность, необходимо всматриваться в склонности ребят, склонность - первый признак одарённости. Именно склонность ребёнка должна интересовать учителя в первую очередь. Ибо без таланта нет личности. Хочется напомнить слова В.А. Сухомлинского: «Важная задача школы - воспитать человека пытливого, творческого, ищущего мысли, а учителя - как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников». Воспитание - это духовные знания, они закладывают в сознание ребёнка понимание - что такое хорошо, а что такое плохо. Духовные знания открывают такое важное качество в человеке, как интерес к познаванию. Именно их нужно давать в первую очередь, а только потом предметные знания - образование. Люди должны знать, как правильно применять предметные знания. Это не только выращивание детей до определённого возраста и их образование, но и привитие им правил поведения в семье, школе, обществе. Быть гражданином, значит, прежде всего, иметь самостоятельные убеждения в том, что есть добро и зло, в чём состоит сущность человека и его назначение, что такое право и государство. К великому огорчению, воспитания не стало, его превратили в чисто словесное, самое неэффективное: беседы, лекции… Например, статья в газете: «Занятия шахматами шашками помогают развитию логики и интеллекта, а также формируют общую культуру человека». Но интеллект развивает у неразвито духовно людей высокомерие и самолюбие - самость, а самость рождает порочность, то есть стимулирует образование вредных привычек, желаний, низких чувств. Интеллект виден в обществе на каждом шагу. Интересно, в чём же проявляется культура? (Осужденные в исправительных учреждениях, почти каждый, играют в шахматы и в шашки). Мудрецы древности заявляли, что «логический ум, кажется, интересен, но является семенем обмана». Придумана искусственная логика, которая, якобы, должна научить людей искусству мышления, но кого научила мыслить эта логика? (Коррупционеры - все логики, только путают свой карман с государственным). Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, выступая по телевидению, говорила, что «Обучение игры в шахматы должно идти факультативно», у нас же, обязательно - всеобуч. А как же «Насильно мил не будешь»? В России уже был один всеобуч, педагоги помнят, где основной оценкой была «три пишем, два в уме». Или ещё один всеобуч - краеведческая программа «Я - златоустовец», где первоклассников заставляют запоминать четырёхзначные числа. Разве с этого надо обучать и воспитывать? Вот такого типа программы применяются в школах во внеклассной работе. Главное, чтобы больше было олимпиад, конкурсов, мероприятий. По их количеству оценивается квалификация учителя. «Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие ещё менее нужны» - из высказываний мудрецов древности. А ведь истинный учитель - художник, ибо его задача - незаметными прикосновениями воспитать совершенного человека, душу героическую светлую. И такая работа или задача требует соответствующих данных от самого учителя: дарований, высокой подготовки, предельной самоотдачи. Труд учителя - это формирование человека, и это возлагает на него особую, ни с чем не сопоставимую ответственность. Мы говорим: «Жизнь - борьба». Борьба есть основа существования и продвижения. Лишь малодушные могут думать, что высших достижений они могут добиться без напряжения, без борьбы. Педагог выводит ребёнка в жизнь, то есть - в борьбу и если нет у него ясного об этом представления, то это беда. А он занимается отчётами для Управления образования и выполнением приказов, которые поступают каждый день в изобилии, а заниматься воспитанием учеников нет времени. Начисто забыты слова В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» - именно на эту жизненную необходимость и направлена программа «Служу Отечеству пером», которая, как показывает жизнь, не нашла достойного места в школах. При авторитарной педагогике ученика заставляют учиться, подавляется творческий потенциал личности ребёнка, который годами «кипит в запаянном чайнике», не имея законного выхода. Чем в основном занимаются отделы народного образования? Инструктированием учителей. А нужна помощь в творческой работе, в воспитании личности ученика; увидеть в ученике личность и помочь ему осознать себя личностью - это один из основных принципов работы учителя-педагога. Их задача развить личность до высот таланта, гениальности, гражданской активности, способности выполнять любую, поставленную государством, задачу. Такую задачу выполнит только гуманная педагогика, именно она способна создать среду, в которой расцветает личность, творчество, индивидуальность. Патриарх московский и всея Руси Кирилл сказал: «Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраниться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром». Его бы убеждения да в жизнь! Тогда вопрос, что мешает нашим специалистам образовательной системы претворить слова Патриарха в жизнь?
Уважаемые работники образовательной системы, хочу заострить Ваше внимание на человеческом опыте двух тысячелетий, который подсказывает, что остаются лишь те ценности, в основе которых лежат: Истина, Добро и Красота. Скомпрометировала себя Истина - и мы уже примеряем чужие идеалы. Устремившись в западный мир, России диктуют и навязывают и его «ценности», которые для нашего народа вредны. Добро поверило в кулаки, которые якобы должны сопутствовать ему, и расцвели пышным цветом невежество, жестокость и зло. Осталась - Красота. Не потому ли мы так уповаем на неё, повторяя вслед за Достоевским - «Красота спасёт мир». Осознание живой Красоты, как пути к мудрости, беззаветное служение правде и совести может ещё спасти значительную часть нашего обезумевшего мира. А спасти того, кто не ищет спасения - трудно. А, главное, прежде чем Красота спасёт нас, мы сами должны её уберечь. Спасти истинные духовные ценности: свои национальные традиции, свой язык, свою литературу и искусство - всё то, из чего рождается настоящая Красота Необходимо ценить и беречь своё, родное. Человек должен осознать всю Красоту своей ответственности за мироздание: он каждым помыслом своим творит мир и от качества помыслов его зависит и качество окружающего мира - Красота или ужас безобразия. Пора понять, что Красота является мироорганизующим началом и потому только она обеспечивает гармоническое развитие личности.
Вступительным курсом программы «Служу Отечеству пером» для детей дошкольного возраста является «Азбука Красоты». Данный курс направлен на воспитание у детей чувства красоты, основ доброго миропонимания, привития любви к русскому языку, чтению через восприятие красивых образов и текстов нравственного содержания. Ребёнок должен не только чувствовать, но и понимать прекрасное. Ведь Красота - средство подлинного воспитания высокой нравственности в человеке. Красота природы, внутреннего мира людей, родного языка вызывает в ребёнке чувство радости, побуждает непосредственный интерес к жизни, способствует развитию любознательности, творческого мышления, памяти, воли, речи. Красота окружает нас повсюду и живёт внутри каждого доброго человека. Чтобы стать красивым, добрым и здоровым, надо научиться, не только видеть, но и уметь творить Красоту. Этому способствует программа «Служу Отечеству пером» и рабочая тетрадь для первого класса «Я красивый мир творю». Все дети - творцы. Рисунки-раскраски, творческие задания, добрые стихи и тексты развивают воображение и чувства, учат понимать Красоту как основу всего сущего. Вот с чего надо начинать воспитание и обучение детей! Забыта древняя истина, которая говорит: «… Человек возвышается, приобщаясь к прекрасному, смотря на прекрасное, слушая о прекрасном, мысля путями прекрасного». К сожалению, именно теперь, люди стоят дальше от неё, нежели во многих прошлых веках. Ведь Красота человека определяется степенью его участия в социальной жизни общества, а не «мерой своей компетенции».
Занятия по программе «Служу Отечеству пером» закладывают в сознание учеников самое главное - понятие о Добре. Добро - это правильные мысли, правильные слова и правильные поступки. Занятие проводится всего один час в неделю. «Час в Добре побудешь, всё горе забудешь» - гласит русская пословица. Ребёнок, принявший в детстве Добро, будет и далее творить его, привносить в свою собственную жизнь и в жизнь своего близкого окружения. Подвиг Служения Добру и есть смысл всей нашей жизни. Без Подвига Служения нет земного пути, все наши даже самые высокие помыслы превращаются в пустые воздыхания, а жизнь в бессмысленное прозябание. Человек добр изначально, мы выпестованы такими природой, вот эту природу и должна сохранить школа. «Как дерево обновляет листву, так люди процветают на пути Добра» - гласит русская пословица. Именно на это и направлена программа «Служу Отечеству пером» и рабочая тетрадь для второго класса «Дорогою Добра». Знакомясь с содержанием которой понимаешь, каким непреходящим ценностям человеческой жизни необходимо учить детей на начальном этапе их обучения в школе и как это следует делать. В основе содержания тетради детские работы, фрагменты рассказов детских писателей, великих педагогов (зачастую забытые и редко цитируемые), фольклорные тексты от малых жанров (пословицы, считалки) до былин и сказок. Знакомые с детства афоризмы, пословицы, поговорки и созданные авторами и детьми заметки и стихотворения звучат свежо, глубоко, по новому, требуют осмысления, актуализации. Ряды родственных слов вплетаются в ткань повествования, задавая ключевую идею урока, способствуя развитию этимологического чутья, пониманию своих корней в широком смысле слова. Начинается знакомство с журналистикой. А.С. Пушкин, в своём поэтическом завещании, отметил главное достижение в своём творчестве: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». Завет великого предшественника «пробуждать чувства добрые» и в душах нашей детворы был воспринят создателями и разработчиками программы «Служу Отечеству пером». От первого к четвёртому году обучения усложняются цели и задачи каждого учебно-тематического плана - от простого к более сложному. Если, главной целью первого этапа программы является выявление индивидуальных творческих способностей детей, то заключительной целью учебно-воспитательной работы становится уже «совершенствование первоначальных профессиональных навыков, создание условий для успешной самореализации в социально-одобряемой деятельности, организация активной работы детей на основе коллективной творческой, общественно-полезной деятельности».
Рабочая тетрадь для третьего класса «Радужный мир» знакомит детей с профессией журналиста. Бесценный дар Слова поможет им увидеть мир счастливым, ярким, радужным. Рабочая тетрадь для четвёртого класса «Звонкий голос детства» поможет детям приобрести навыки собственного литературного творчества, будет полезна учителям, родителям и всем, кто заинтересован в повышении уровня языкового развития и лучшем усвоении им школьной программы. Завершающим этапом будет стремление в создании авторской книги. А вот что пишет в своей рецензии на программу «Служу Отечеству пером» Н.А. Шлемова - КФН, доцент кафедры философии Московского государственного педагогического университета: «Все педагогические методы авторов представляются бесспорными по своей профессиональной компетенции и заслуживающими безотлагательного внедрения в учебный процесс в начальной школе». Таких рецензий более тридцати, но…
Странно устроена наша жизнь. Мы всё время боремся со следствиями: следствие накладываем на следствие, штампуем и ужесточаем законы. Интересно знать, сколько их уже наштамповано, кто их знает и выполняет? Странно, но почему никто не ищет причину всех наших бед? Мир живёт следствием причин. Люди думают обо всём, кроме воспитания, ищут средства величия и счастья везде (кроме воспитания), кроме той области, где, скорее всего, их можно найти. Неправильное воспитание тяжело отзывается во всей жизни человека, главная причина зла в народе и ответственность за это падает на воспитателей. Современная эпоха должна предъявлять высокие требования к духовному миру человека, оказавшемуся в узле противоречий техногенной цивилизации, в которой человек оценивает свои действия с позиции целесообразности, всё больше подчиняясь требованиям производства и техники. Хозяйственная деятельность диктует законы морали. Рационализм буквально убил творческое мышление. Наш век называют «веком рассудка». Многие живут одной головой, «голым умом», начисто отбросив сердце. Жизнь нельзя измерить и записать формулой. Категории красоты, совести, радости не совмещаются с пониманием полезности. Именно эти качества являются основами жизни, мало приобрести какую-то специальность, надо иметь ещё некие человеческие личностные качества, которые и обеспечили бы наш жизненный успех. Все профессии предъявляют те или иные требования именно к личности человека.
С осознания смысла жизни начинается воспитание личности, чувства сопричастности с делами и мечтой своего народа, вот на это и направлена программа «Служу Отечеству пером». Духовно развитому человеку смысл жизни ясен - он в познании мира, совершенствовании себя и служении Добру. Смысл жизни всегда связан с общечеловеческими ценностями, которые должны выступать в качестве высшей цели и стремлений. Странно и непонятно, почему чиновники Управления и Министерства образования, постоянно козыряя своим педагогическим образованием, не могут понять прописной истины, что именно в начальных классах закладываются и закрепляются глубинные образовательные и общечеловеческие ценности?
При разработке программы «Служу Отечеству пером» были учтены и взяты за основу: «Педагогические технологии, рекомендованные профессором Н.Е. Шурковой»; «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы 1 - 9 классов» под редакцией Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, Центр теории воспитания ИТИЛ РАО; работы, педагогические советы и рекомендации лучших педагогов России.
Логическим продолжением программы «Служу Отечеству пером» является программа для 5 - 9 классов по патриотическому воспитанию «В жизни всегда есть место подвигу». Программа разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС ООО. При разработке программы за основу взяты: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»; «Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи»; Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Особенностью программы является то, что она направлена на воспитание лучших человеческих качеств у подростков на примере героических подвигов людей как в военное, так и в мирное время.
Вспомним, миллионы молодых людей с горящими глазами устремлялись «за романтикой и за запахом тайги». Совершить подвиг во имя своей страны было для детей, юношества, молодости самой страстной и высшей мечтой. За полтора года был построен завод и заложен город Магнитогорск в 30 - 35 тысяч жителей, а США понадобилось 12 лет, чтобы выполнить такую же работу. Примеров таких множество. Программа предполагает обогащение внутреннего мира подростков через самостоятельную, творческую деятельность, самосовершенствование, понимание ими важнейших жизненных ценностей. Этому способствует не только запланированная Программой глубокая и систематическая работа на внеурочных занятиях, но и участие в общественной жизни страны: работа над проектами «Героическая летопись России» - для 6 класса и «Герои моего края» - для 7 класса. Название курса для 8-го класса - «Жить - значит выбирать и стремиться. Для 9-х классов курс в разработке, в стадии завершения.
Обе программы «Служу Отечеству пером» и «В жизни всегда есть место подвигу» оснащены учебно-методическими комплектами: методическими пособиями для учителей, рабочими тетрадями для учеников, всероссийским журналом «Добрята». Идёт живая, реальная работа с детьми. Предлагаемые программы закладывают в сознание школьников такие понятия: Любовь к Родине, Труду, Красоте, Дружелюбию, Справедливости. Самое главное - формируется нравственная система ценностей школьников, умение творчески мыслить. Хочется напомнить чиновникам, отвечающим за образование и воспитание школьников, что «Нравственность - внутреннее качество человека, основанное на идеалах Добра, Справедливости, Долга, Чести, которые проявляются в отношении к людям, к природе» - Кузнецов С.А. Толковый словарь. А нравственный императив, его выполнение основной массой людей, живущих на Земле, это, прежде всего, результат воспитания и обучения, воспитания в самом широком смысле этого слова. Древняя мудрость говорит: «Каждый из нас, от императора до простолюдина, прежде всего, должен заботиться о нравственном самоусовершенствовании, так как это есть источник Всеобщего Блага». Введение предлагаемых программ в образовательный процесс будет только способствовать этому. Удивительно, но, несмотря на положительные отзывы детей, родителей, учителей, занимающихся по этим программам, массу положительных рецензий из высших учебных заведений России, в том числе из ЧИППКРО и положительный отзыв из Министерства образования и науки Челябинской области, о программах в школах области не знают. «Нам их не предлагали» - говорят директора школ. К сожалению, рекомендовать, довести, обязательно обучить учителей и проконтролировать - это для «галочки», а для процветания России?...
Большинство учителей и специалистов образовательной системы не хотят задуматься над тем, какую большую ответственность они несут перед обществом за наше будущее, находя оправдание своим действиям или бездействиям. В их среде бытует мнение: «Во всём виноваты родители, это они, а не мы воспитывают детей приспособленцами». Странно, но ведь родители, в том числе и специалисты образовательной системы, прошли воспитание и обучение в той-же самой образовательной системе, которая сейчас занимается воспитанием и образованием их детей и внуков. Парадокс, но число семейных разводов у нас перевалило за 50%. А ведь семья - это ячейка общества, его основа. Предлагаемые программы направлены на совместную работу учителей, родителей, детей.
Может пора уже задуматься, а не сваливать всё на Федеральные законы, на «меру своей компетенции». Эти законы, вернее некоторые статьи в них, составлялись такими же чиновниками для себя и под себя, и направлены не на процветание России, не на Общее Благо, не надо их трактовать только под себя. Вспомним слова А.П. Чехова: «Желание служить Общему Благу должно, непременно, быть потребностью души, условием личного счастья». Государством, Правительством много делается для образования: строятся школы, оборудуются классы, улучшается учебно-техническая база и так далее, но где-же отдача от образовательной системы? Именно нашему поколению предоставлена возможность претворить слова сказанные Сергием Радонежским в жизнь: «Твори сам своё Отечество, свою Родину, своих братьев по духу».

Региональный представитель программ по г. Златоусту, Челябинской области
Онучин Владимир Петрович
Телефон для связи: 8(3513) 621434; 89049421372
vpozd47@mail.ru