Ход занятия
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
- В своём воображаемом путешествии мы наблюдали за природой, встретили разных людей. И все они живут на одной планете - Земля. А нужно ли людям соблюдать какие-либо правила, чтобы жить на этой планете дружно, счастливо? Приведите примеры. (Ответы детей).
- Конечно, нужно уважать друг друга, заботиться о людях. Такие взаимоотношения людей называются нравственными. Вот как об этом сказал мудрец: «Нравственность - деятельность во благо другим».
- Существует даже наука о таких взаимоотношениях людей. Мы узнаем её название, если развеем эти красивые облака над нашим древом познания. (Посередине доски расположен рисунок дерева. Над ним пять бумажных облаков, под ними - карточки со словами: ЭВОЛЮЦИЯ, ТВОРЧЕСТВО, ИКУССТВО, КУЛЬТУРА, АТМОСФЕРА. Ученики снимают облако, а карточки со словами прикрепляют на дерево столбиком).
- Какое слово складывается из начальных букв этих слов?
- Да, это слово ЭТИКА, название науки о правильных, нравственных взаимоотношениях людей в обществе; о том, как надо жить, чтобы стать лучше и улучшить мир вокруг себя. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом ЭТИКА).
- Этика - тема нашего занятия.
2. Профессиональная этика.
- Существует «Врачебная этика», «Спортивная этика», даже «Этика водителя». И, конечно, у журналистов тоже есть свои этические правила, которые записаны в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста». (Учитель к теме урока «ЭТИКА» добавляет карточку со словом ЖУРНАЛИСТА).
- Прочитаем выдержки из «Кодекса» в тетради на стр. 5.
3. Нравственные ценности - основа этики.
- Какими же нравственными качествами должны обладать журналисты, чтобы жить по законам этики? (Дети называют: дружелюбием, справедливостью, ответственностью и др.).
В моей маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех их нам не перечесть.
Выбирая, не спеши:
Бери, что важно для души.
- На стр. 4 записаны нравственные качества человека. Выделите цветом те, которые вы хотели бы иметь. (Дети работают, звучит классическая музыка).
4. Чтение стихотворения.
- Прочитаем стихотворение Бориса Дронзикова «Юнкор».
- Обладает ли юный журналист теми качествами, которые вы сейчас выделили цветом?
5. Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем».
- В стихотворении автор говорит о том, что у человека должно быть горячее сердце. Прочитаем рассказал В.А. Сухомлинского «Человек с горячим сердцем» (стр. 5). Может быть этот рассказ нам поможет лучше понять значение этих слов. (Чтение рассказа).
6. Беседа.
- Почему автор назвал своего героя человеком с горячим сердцем? (Ответы детей).
- А почему у журналиста должно быть горячее сердце? (Ответы детей).
- Конечно, ведь журналист должен уметь чувствовать, быть вимательным. Ведь он работает с людьми. А для этого, как мы уже сказали, надо соблюдать этические правила.
7. Театрализованная игра-тренинг " Неудавшееся интервью".
- А сейчас мы познакомимся с юнкором, который никогда не слышал о журналистской этики.
(Учитель раздает ученикам тексты и бэйджики с названиями персонажей: автор, директор, секретарь, юнкор. Дети читают текст «Неудавшееся интервью» по ролям).